Значение словосочетания ИСКАЖЁННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

История изучения

Даниэль Канеман

Понятие когнитивного искажения было введено Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в 1972 году на основе их исследований числовой грамотности людей. Тверски, Канеман и их коллеги продемонстрировали несколько воспроизводимых паттернов поведения, в которых принятие решений людьми отличалось от теории рационального выбора. Тверски и Канеман объяснили эти расхождения в суждениях и принятии решений в категориях эвристики. Эвристика проста в процедурах вычисления, но иногда приводит к «серьёзным и систематическим ошибкам» (Тверски и Канеман , 1974, с. 1125). Например, репрезентативность эвристических решений определяется как склонность к оценке частоты или вероятности события, если оно напоминает типичный случай (Baumeister & Bushman, 2010, с. 141). Но проведённые эксперименты выявили так называемую «проблему Линды», которая иллюстрирует нерепрезентативность эвристических методов (Тверски и Канеман, 1983). «Проблема Линды» сводится к следующему. Участникам эксперимента дали описание женщины по имени Линда, упоминавшее, что Линда может быть феминисткой, поскольку интересуется вопросами дискриминации и социальной справедливости (см. Тверски и Канеман, 1983). После этого участников опросили, кем скорее они считают Линду — а) кассиром банка или б) кассиром банка и активисткой феминистского движения? Опрошенные чаще давали ответ б). Тверски и Канеман (1983) называют сделанный участниками эксперимента выбор «навязанным заблуждением». О влиянии стереотипов в принятии решений упоминают также Хезелтон и другие исследователи.

С другой стороны, критики работ Канемана и Тверски, в частности немецкий психолог Герд Гигеренцер, утверждают, что не следует считать человеческое мышление насквозь пронизанным иррациональными когнитивными искажениями, скорее следует рассматривать рациональность мышления как адаптивный инструмент, который не всегда подчиняется правилам формальной логики или теории вероятностей. Тем не менее эксперименты, подобные тем, которые выявили «проблему Линды», выросли в исследовательские программы, которые вышли далеко за пределы академической психологии в другие дисциплины, включая медицину и политологию.

Типология когнитивных искажений

Существуют различные подходы к классификации когнитивных искажений. Существуют как когнитивные искажения, характерные для социальных групп (как, например, психологический феномен поляризации групп), так и проявляющиеся на индивидуальном уровне.

Некоторые когнитивные искажения влияют на принятие решений там, где важное значение имеет желательность вариантов решения (например, заблуждение о невозвратных издержках). Другие, такие как иллюзорная корреляция, влияют на решение о характере причинно-следственных связей. Особый класс когнитивных искажений связан со свойствами памяти, включая такие искажения, как кажущееся постоянство (неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение).

Некоторые когнитивные искажения отражают мотивацию субъекта, например стремление к положительной самооценке, ведущей к эгоцентрическому искажению, с целью избежания неприятного когнитивного диссонанса. Есть группа когнитивных искажений, связанных с особенностями мозга воспринимать, вспоминать и делать выводы. Эти искажения в англоязычной литературе обозначаются термином «hot cognition» (буквально — «горячее познание», в противоположность «холодному познанию», «cold cognition»).

Поскольку некоторые когнитивные искажения отражают человеческую мотивацию, в частности стремление человека формировать положительное отношение к себе, это объясняет природу многих шаблонов и стереотипов массового сознания (например, иллюзии асимметричной проницательности, искажения в собственную пользу, искажения самовозвеличения). Имеются искажения, связанные с поведением в группах: искажение в пользу своей группы, искажение в оценке гомогенности членов другой группы.

Некоторые когнитивные искажения связаны с особенностями реагирования на определённые стимулы. Экспериментально было показано, что люди, склонные к злоупотреблению алкоголем или употреблению наркотиков, сильнее реагируют на раздражители, связанные с алкоголем или наркотиками. Наиболее распространёнными тестами для измерения этих искажений являются тесты Штрупа и тест с пятнами (англ.)русск..

Ниже приведён список наиболее часто исследуемых когнитивных искажений (см. также Список когнитивных искажений).

Название Описание
Фундаментальная ошибка атрибуции Также известно как «искажение переноса» (англ. correspondence bias) (Baumeister & Bushman, 2010). Склонность людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект. Работа Джонса и Харриса (1967) является классическим исследованием этого феномена.
Склонность к подтверждению Склонность людей искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтверждать свои предубеждения, а также дискредитировать информацию, которая не поддерживает их взгляды.
Отклонение в сторону позитивного исхода Тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших событий. Также может проявляться при оценке неоднозначной информации в сторону полезности.
Предвзятость подтверждения Тенденция оценки логической силы аргумента в зависимости от веры в истинность или ложность заключения.
Фрейминг Использование слишком узкого подхода в описании ситуации или вопроса.
Ретроспективное искажение Известно также как «эффект я-всё-это-знал». Фильтрация памяти о прошлых событиях сквозь нынешнее знание. При этом события выглядят более предсказуемыми, чем они были в действительности.

В статье 2012 года в американском Психологическом бюллетене (англ.)русск. высказано предположение, что по крайней мере восемь, казалось бы, не связанных между собой когнитивных искажений могут быть порождены одним и тем же механизмом порождения информации. В статье было показано, что отклонения в памяти на основе информационных процессов, которые преобразуют объективные факты (наблюдения) в субъективные оценки (решения), могут порождать регрессивный консерватизм, байесовский консерватизм (англ.)русск., иллюзию корреляции, иллюзорное превосходство, эффект «хуже, чем в среднем», эффект субаддитивности, завышенные ожидания, сверхуверенность и эффект тяжело-легко.

Черно-белое мышление

Человек с дихотомическим мышлением воспринимает мир с позиции «или/или», третьего не дано. Хорошо или плохо, правильно или неправильно, все или ничего. Он не признает, что между черным и белым почти всегда можно обнаружить хотя бы несколько оттенков серого. Тот, кто видит людей и события лишь с двух сторон, отказывается принимать промежуточные (и чаще всего наиболее объективные) оценки.

Персонализация

Люди с таким типом мышления склонны переоценивать свою значимость и многое принимать на свой счет. Чужое поведение обычно рассматривается как следствие собственных действий или поступков. В результате те, кто склонен к персонализации, взваливают на себя ответственность за внешние обстоятельства, хотя на самом деле от них ничего не зависело.

Гипертрофированное чувство долга

Установки в духе «надо», «обязан», «должен» почти всегда связаны с когнитивными искажениями. Например: «мне надо было прийти на встречу пораньше», «я должна похудеть, чтобы стать привлекательнее». Такие мысли вызывают чувство стыда или вины. К другим мы относимся не менее категорично и говорим что-то вроде: «он должен был позвонить еще вчера», «она навеки обязана мне за эту помощь».

Люди с подобными убеждениями часто огорчаются, обижаются и злятся на тех, кто не оправдал их надежды. Но при всем желании мы не в силах влиять на чужое поведение, и думать, что кто-то «должен», точно не стоит.

Катастрофизация

Это привычка воспринимать любую мелкую неприятность как неотвратимое бедствие. Скажем, человек не сдал один экзамен и тут же представляет себе, что вообще не закончит курс. Или экзамен еще впереди, а он заранее «знает», что непременно провалится, потому что всегда ожидает худшего — так сказать, «заблаговременная» катастрофизация.

Преувеличение

При таком когнитивном искажении все происходящее раздувается до колоссальных масштабов. Случай напоминает катастрофизацию, но не такой тяжелый. Лучше всего его описывает поговорка «делать из мухи слона».

Преуменьшение

Склонные все преувеличивать легко преуменьшают значение приятных событий. Два противоположных искажения часто оказываются в одной связке. Люди мыслят примерно так: «Да, меня повысили, но совсем чуть-чуть — значит, на работе меня не ценят».

Телепатия

Люди с подобным шаблоном мышления приписывают себе экстрасенсорные способности и верят, что могут читать окружающих как открытую книгу. Они уверены, что знают, о чем думает собеседник, хотя догадки редко соответствуют истине.

Ясновидение

Так называемые «ясновидцы» пытаются предсказывать будущее, как правило, в черном свете. К примеру, без всяких оснований заявляют, что все кончится плохо. Перед концертом или киносеансом они обычно говорят: «можно никуда не идти, я предчувствую, что билеты закончатся перед нашим носом».

Принятие решений и искажения, связанные с поведением

  • Эффект повального увлечения – тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
  • Ошибка, связанная с частными примерами – игнорирование доступных статистических данных, в пользу частных случаев.
  • Слепое пятно в отношении когнитивных искажений – тенденция не компенсировать свои собственные когнитивные искажения.
  • Искажение в восприятии сделанного выбора – тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
  • Систематическая ошибка, связанная с подтверждением – тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
  • Систематическая ошибка согласованности – тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, вместо того, чтобы тестировать возможные альтернативные гипотезы.
  • Эффект контраста – усиление или преуменьшение значения одного измерения, когда оно сравнивается с недавно наблюдавшимся контрастным объектом. Например, смерть одного человека может показаться незначительной в сравнении со смертью миллионов людей в лагерях.
  • Профессиональная деформация – тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
  • Систематическая ошибка различения – тенденция воспринимать два варианта как более различные, когда они реализуются одновременно, чем когда они реализуются по отдельности.
  • Эффект вклада – тот факт, что люди часто хотят продать некий объект гораздо дороже, чем они готовы заплатить, чтобы приобрести его.
  • Отвращение к крайним решениям – тенденция избегать экстремальных решений, выбирая промежуточные.
  • Эффект фокусировки – ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание оттого, что пострадают в ней все.
  • Эффект узких рамок – использование слишком узкого подхода или описания ситуации или проблемы.
  • Эффект воздействия рамок – различные выводы в зависимости от того, как данные представлены.
  • Гиперболический уровень дискаунта – тенденция людей значительно тем больше предпочитать более близкие во времени выплаты относительно выплат в более отдаленном будущем, чем ближе обе выплаты к настоящему времени.
  • Иллюзия контроля – тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.
  • Переоценка воздействия – тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
  • Уклон в сторону поиска информации – тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.
  • Иррациональное усиление – тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий. Проявляется, например, на аукционах, когда вещь покупается выше её стоимости.
  • Отвращение к потере – отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его.
  • Эффект знакомства с объектом – тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.
  • Эффект морального доверия – человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что его любое действие также будет безгрешным.
  • Потребность в завершении – потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок.
  • Потребность в противоречии – более быстрое распространение более сенсационных, цепляющих за больные темы или возбуждающих дух противоречия сообщений в открытой печати. А.Гор утверждает, что только несколько процентов научных публикаций отвергают глобальное потепление, но более 50 % публикаций в прессе, рассчитанной на широкую публику, отвергают его.
  • Отрицание вероятности – тенденция полностью отвергать вероятностную проблематику при принятии решений в условиях неопределённости.
  • Недооценка бездействия – тенденция оценивать вредоносные действия как худшие и менее моральные, чем в равной степени преступное бездействие.
  • Отклонение в сторону результата – тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда оно было принято. («Победителей не судят».)
  • Ошибка при планировании – тенденция недооценивать время выполнения задач.
  • Рационализация после покупки – тенденция убеждать себя с помощью рациональных аргументов, что покупка стоила своих денег.
  • Эффект псевдоуверенности – тенденция принимать решения, избегающие риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода.
  • Сопротивление – потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.
  • Селективное восприятие – тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.
  • Отклонение в сторону статуса кво – тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
  • Предпочтение целостных объектов – потребность закончить данную часть задачи. Ярко проявляется в том, что людям свойственно есть больше, когда предлагаются большие порции еды, чем брать много маленьких порций
  • Эффект фон Ресторфа – склонность людей лучше запоминать отдельно стоящие выдающиеся объекты. Называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других.
  • Предпочтение нулевого риска – предпочтение уменьшить какой-то один маленький риск до нуля тому, чтобы значительно уменьшить другой, больший риск. Например, люди предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля тому, чтобы резко снизилась аварийность на дорогах, даже если бы второй эффект давал бы больше сохранённых жизней.

Мозг человека склонен доверять устной, а не письменной речи

Однажды ученые провели эксперимент. Они разделили людей на две группы, одной из которых дали послушать тексты на самые разные темы. А второй – прочесть то же самое в письменном виде. И оказалось, что те, кто воспринимал информацию на слух, отнеслись к ней с большим доверием, чем люди, получившие ее в письменном виде. Последние были настроены критически, многое оспаривали, высмеивали или просто отрицали. С чем связан подобный эффект? В диалоге с человеком немалую роль играет голос, интонация, мимика, авторитет, которому мы подсознательно добавляем плюсов. Тогда как в письменной речи этого нет, мозг может неправильно интерпретировать текст, выделить не те идеи, делая автора глупее, чем он есть в реальности.

Стресс меняет восприятие прекрасного

В состоянии стресса мозг подменяет представления о красоте. Мы на серьезных щах можем принять что-то уродливое за норму. Так, один из тестов показал, что мужчины, искусственно введенные в состояние сильного стресса, меняли свои сексуальные предпочтения. Если в нормальных условиях им нравились подтянутые и ухоженные женщины, пережив нервное напряжение, они выбирали пухленьких дам, далеких от классических канонов. И чем больше играли с их нервами, тем сильнее проявлялось это отклонение.

Мы переоцениваем свое влияние на события

В 1975 году Эллен Лангер провела «лотерейный эксперимент», в ходе которого открыла необоснованную веру человека в возможность контролировать ход событий. Так, одной половине участников раздали лотерейные билеты, а другим позволили выбирать их самостоятельно. Затем обеим группам предложили обменять полученные билеты на возможность участвовать в лотерее с куда большими шансами на успех и лучшими призами. Но люди из второй группы отказались от обмена, боясь спугнуть удачу. Их поступок был нелогичным. Но они действительно считали, что могут повлиять на вероятность выигрыша, раз сами выбирали номер.

Мы склонны оправдывать свои неудачные решения

На этом когнитивном искажении, которое в научных кругах называют «стокгольмским покупательским синдромом», строится маркетинговая компания многих товаров потребления. Заключается эффект в том, что выбирая какой-то продукт, человек бессознательно преуменьшает его недостатки, концентрируясь исключительно на позитивных сторонах. Ну и что, что покупка не оправдала ожиданий, сломалась, не окупила себя? Зато этой фирмой пользуются знаменитости. Товар красивый, интересный, да и все остальное на ее фоне теряется.

Метод независимого измерения зависимых параметров.

Применяется очень редко, так как реализовать его на практике очень трудно. Эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.

Секретные методы обмана

В нашей интересной и познавательной статье мы обсудим методы обмана и способы современного обмана. Очень часто, помочь совершать обман может простая… одежда. Согласитесь, мы носим ее каждый день. Невозможно представить себе, чтобы голый человек вышел на улицу, сел в метро, поехал на работу.

Так же будут рассмотрены обманы в Интернете, когда обычные мошенники (или просто проходимцы)  прикрываются “обзорщиками курсов” и “втюхивают” Вам все подряд, выдавая весь шлак за правду. Смортите далее, не пропустите!

Одежда дает нам представление о человеке. Это – самая важная визитная карточка. Меняя одежду, мы меняем свой образ, и нас воспринимают совсем по-другому, как иного человека. И это – явный способ обмануть людей при помощи одежды.

Например, когда человек одет в какую-то определенную форму, его личностные качества исчезают для окружающих. То есть если человек одет в форму врача, или полицейского, то за его одеждой часто не видеться его реальная личность. Нам кажется, что это не секретные методы обмана, а реальность! Но мы можем ошибиться! Окружающие непроизвольно относятся к таким людям с полным доверием, порой даже не запоминая их лиц. И этим активно пользуются мошенники разного рода.

Методы обмана в Интернете

Давайте теперь рассмотрим самые секретные методы обмана на просторах Интернета. Вы уже поняли, что для того чтобы обмануть, нужно “перевоплотиться из плохого в хорошего”. Другими словами мошенники (или же попросту козлы) выдают себя за других людей. Или, еще хуже – выстраивают цепочки доверительных отношений через создание своего блога (как у меня, но только с заведомо лживой информацией) и серию писем (это я про писак не раз говорил)

Только вот ИХ НАСТОЯЩИХ фамилий и лиц никто никогда не узнает. Они все скрывают и выставляют на показа чужие фотки и чужие имена. ПОСТАРАЮСЬ скоро начать разоблачать таких “псевдо-блогеров” и “псевдо-писак”. На данный момент знаю около 5-8 псевдо-блогов и 5-6 псевдо-писак (на самом деле их гораздо больше). Пока не скажу кто и что – идет сбор информации и доказательств.

Эти “псевдо-обзорщики-писки” уже обманули ОГРОМНОЕ число людей. Откуда я знаю? Да все очень просто. После того как люди купили тот или иной “не рабочий курс”, изучили его и попробовав на практике поняли, что попросту попали не на секретные методы обмана, а оих просто лоханули!

И только тогда они начинают искать информацию в Интернете и попадают на мой блог. Где сразу же видят в разделе “Не рекомендую эти курсы” что тот курс что они купили – я категорически не рекомендую!!! И тогда они мне пишут письма и сообщаю как и что произошло. Вот по-этому я это и знаю. Да и сам не слепой, вижу как на просторах Интернета “как грибы” каждый день появляются лохотроны и “псевдо-обзорщики”

Перед подведением итога, смотрите

Прежде чем провести итог в статье секретные методы обмана, давайте разберемся с вопросом – Как быть и что делать, а главное как навести порядок в голове и в своих рассылках! ответ на этот вопрос я рассказал в 5-й серии своих живых видео из серии “Вопрос-ответ”.

 

Пока мы сомневаемся в искренности человека, мы защищены от него. И никакие секретные методы обмана на нас не действуют! Но как только мы расслабляемся и доверяемся, мы становимся полностью уязвимы. Обмануть нас в таком состоянии очень легко. Именно поэтому мошенники часто пытаются войти в доверие к жертве. Используются самые разные уловки, помимо одежды и лживых обещаний на сайтах и в письмах. Это может быть легенда о жизни мошенника, красивая интересная внешность, добрые глаза, открытая улыбка, добродушное письмо, красивый блог или просто откровенно жалобное (восхитительное) сообщение в социальной сети.

Кроме того, это может быть доверительный разговор, или попытки вызвать жалость. Порой, мошенник льстит своей жертве, или пытается откровенно понравиться ей. Если человек ведется на все эти уловки, он легко идет на контакт и его очень просто обмануть. Вариантов секретных методов обмана людей просто огромная масса!

Характеристика основных видов познания

Характеристика основных видов познания

Вопросы для характеристики Чувственное познание
средства органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
формы
  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
  2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти
особенности

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

Вопросы для характеристики Рациональное познание
средства мышление
формы
  1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
  2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
  3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
особенности

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

Вопросы для характеристики Интуиция
средства озарение, наитие, прозрение
формы мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Практика: решай 2 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по обществознанию

Познание мира

   Познаниепроцесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
   Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
 
 
   Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
 
 
   Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
   Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
 
   Образец задания
   C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
   Ответ: Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
   Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.

Истина, ее критерии. Относительность истины

   Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
   Существуют различные трактовки понятия «истина».
   Истина – это:
   – соответствие знаний действительности;
   – то, что подтверждено опытом;
   – некое соглашение, конвенция;
   – свойство самосогласованности знаний;
   – полезность полученного знания для практики.
   Классическая концепция истины связана с первым определением: истиназнание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
   Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
   Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
   Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
   Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
   Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
   Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
   Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
   Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
   Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
   Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.
   Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
   Формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.
 
   Функции практики в процессе познания
   Практика – источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
   Практика – основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
   Практика – цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
   Практика – критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
   Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Виды человеческих знаний

   Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
   Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
   – как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
   – как познавательно значимая информация;
   – как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.
   Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.
 
 
   Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
 
  

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://www.psychologies.ru/articles/20-kognitivnyih-iskajeniy-i-kak-oni-vliyayut-na-nashu-jizn/
  • https://www.psychologos.ru/articles/view/spisok-kognitivnyh-iskazheniy
  • https://flytothesky.ru/iskazhenie-realnosti/
  • https://studfile.net/preview/2491503/page:6/
  • https://help-zarabotok.ru/sekretnye-metody-obmana.html
  • https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/vidy_znanii
  • https://thelib.ru/books/p_a_baranov/obschestvoznanie_polnyy_spravochnik_dlya_podgotovki_k_ege-read-6.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости из мира звезд, психология жизни и взаимоотношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: