Язык тела и жестов: психология и различие мужских и женских жестов

Содержание
  1. Значение жестов
  2. Научные исследования
  3. Основные сегменты тела
  4. Жесты закрытости, замкнутости
  5. Классификации
  6. Визуальный тип
  7. Кинестетический тип
  8. Аудиальный тип
  9. Виды языков тела
  10. Знаки разной природы
  11. История исследования
  12. Язык тела и естественный язык
  13. Универсальность языка жестов в психологии общения
  14. Коды и расшифровки языка жестов в психологии
  15. Как рассекретить обман?
  16. Как отличить друга от врага?
  17. Невербальное общение. Правда или миф?
  18. Невербальные средства коммуникации
  19. Примеры невербального общения
  20. Пожимание плечами – это универсальный сигнал незнания того, что происходит
  21. Открытые ладони – древний способ демонстрации искренности
  22. Отсутствие морщин возле глаз может свидетельствовать об имитации улыбки
  23. Поднятые брови зачастую являются признаком чувства дискомфорта
  24. Поднятый указательный палец с закрытой ладонью – это попытка демонстрации господства
  25. Эротические жесты
  26. Лживые жесты
  27. Агрессивные жесты
  28. Нервозные жесты
  29. Скучающие жесты

Значение жестов

В психике человека значение невербальных сигналов — жестов и мимики — заложено в сфере бессознательного. Люди могут не обращать внимания на свои и чужие попытки передавать информацию, но подсознательно распознают их. Для более точного чтения посылов необходимо изучать их значение в соответствии с культурной средой, к которой принадлежат собеседники.

Несмотря на распространенность значений большинства мимических реакций, в некоторых культурах общепринятые жесты могут иметь противоположное значение. Так, кивок головой обычно означает согласие, но в отдельных культурах — отрицание.

Язык тела изменяется в зависимости от пола говорящего, возраста, социального статуса и других личностных характеристик. Общение с помощью жестов ограничено: движениями можно передать только базовые эмоции, но невозможно показать тонкости отношения. Поэтому язык тела используется для дополнения, усиления эмоциональной окраски речи. Сознательное использование жестов, контроль мимики — результат волевого усилия, направленный, в основном, на стремление скрыть вранье.

Нельзя путать язык тела и жестовый язык. В отличие от бессознательных мышечных реакций, жестовый язык — полноценная языковая единица, используемая для нормальной коммуникации. Использование жестового языка позволяет людям с нарушениями слуха и речи общаться, успешно социализироваться.

Научные исследования

Изучением языка тела и стремлением дать характеристику жестам обладали еще представители Древнего Рима. Наука, образованная на основании наблюдений исследователей, назвали кенесикой. Наибольший вклад в ее развитие внесли:

  1. Дж. Балвер. Создал фундаментальный труд, посвященный жестикуляции, в частности, движениям рук.
  2. И. Ф. Лафатер. Изучал физиогномику, проводил сравнительный анализ эмоций и жестов.
  3. Г. К. Лихтенберг. Издал несколько трудов, в которых подробно разбирал идеи Лафатера, называя их поверхностными и далекими от реальности.
  4. Ч. Белл. Исследовал нервную систему, изучал соответствие черт лица испытываемым эмоциям. Вывел закономерность между эмоциональной реакцией и мускульной активностью.
  5. Ч. Дарвин. Изучал соответствие выражения лица эмоциональной реакции.
  6. Ф. Бэкон. Пришел к выводу, что существует особый язык тела, понимаемый всеми народами мира.
  7. Ф. Лоуэн. В своей книге о психологии тела изложил основы психосоматических проблем

Психологи и социологи верят, что язык тела может стать универсальным средством общения между людьми разных социальных групп.

Основные сегменты тела

Оценивая значение позы и движений, нужно обращать внимание на сегмент тела, подающий сигналы. Каждый отдел отвечает за определенную проблематику:

  • глаза — выражение страха, связанного с личными отношениями;
  • рот — сложности при коммуникации, страх отвержения;
  • шея — негативные эмоции, злоба, агрессия;
  • грудная клетка — подавление эмоциональных реакций, сдержанность, самоконтроль;
  • диафрагма — социальная тревожность, волевые усилия, чувство удовлетворенности;
  • зона желудка — ощущение опасности, внешней угрозы;
  • таз и паховая область — истинные чувства, интимная заинтересованность.

Оценивая реакцию отдельных сегментов тела, необходимо всегда сопоставлять движения в целом. Настороженность должны вызывать рассинхронность движений разных отделов: человек не может совладать со своим телом и оно выдает его обман.

Жесты закрытости, замкнутости

Для полноценной психологической оценки человека по телодвижениям и жестам необходимо отличать стеснительность и целенаправленную скрытность. О нежелании общаться, страхе и неприязни говорит:фото 1400

  1. Скрещивание рук на груди. В положении сидя человек также может скрещивать ноги, выставляя колено вперед. Это свидетельствует о желании отгородиться броней, оказаться как можно дальше от собеседника, недоверии и неприязни.
  2. Зажатость, расположение рук на коленях. Поза защиты, стремление побыстрее закончить разговор.
  3. Притопывание, постукивание пальцами, перебрасывание предметов из руки в руку. Стремление отвлечь внимание от себя, избежать негативной реакции.

Для многих людей позы, выражающие скрытость, являются удобными, и они бессознательно принимают их во время разговора с доверенными людьми. Но во время делового общения их следует избегать, чтобы не вызвать непонимания.

Классификации

  • Язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук)
  • искусственные жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные для людей с нарушениями слуха
  • язык пантомимы
  • ритуальные языки жестов
  • профессиональные жестовые языки и диалекты
  • жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев

Наукой о языке тела и его частей является кинесика, наряду с паралингвистикой (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) её относят к центральной области невербальной семиотики — науке о невербальных знаковых системах. Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются также такие науки, как прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика. При визуальном воспоминании, глаза собеседника обычно направлены влево вверх. При конструировании (выдумке) глаза направлены вправо вверх. Важна первая реакция на ваш вопрос или информацию. К примеру, если человек мимолетным движением глаз взглянул вправо вверх, а потом влево вниз, скорее всего человек лжет: сначала он сконструировал образ, который никогда не видел, а потом начинает подбирать слова. Здесь нужно учитывать и то, что некоторые люди, заготавливая свою ложь заранее, зрительно хорошо представляют себе нужную картину. Свою ложь они могут вспомнить в виде визуальных образов и глаза будут направлены влево вверх. Поэтому не делайте поспешных выводов.

Ну, а если вы наверняка знаете, когда ваш собеседник врет вам, то запомните стратегию его лжи: что он говорит в такие моменты, где находятся его глаза, как он себя ведет. Возможно, знание стратегии лжи этого человека поможет вам впоследствии. Аудиалы, визуалы и кинестетики отличаются друг от друга движением глаз, предикатами, тембром и высотой голоса, скоростью речи, внешними данными и рядом других признаков.

Визуалы стремятся одеться покрасивее. В разговоре для них важно себя показать и на других посмотреть. Если есть выбор, в помещении, где стоят несколько стульев, визуал выберет для себя место, позволяющее видеть собеседника. Всегда старается держать дистанцию. Кинестетику, наоборот, важно тесное общение, он любит дотрагиваться до собеседника, прихватывать его за локоток. (Наверняка вы знаете много таких людей). Интересно наблюдать за общением визуала и кинестетика: получается своеобразный танец. Если позволяет место, визуал будет постоянно отходить от кинестетика, а тот постоянно подходить ближе. Так может продолжаться долго, пока визуал, например, не окажется припертым к стене.

Если для визуала важен контакт глазами во время беседы, то он может этого не дождаться от аудиала, которому главное слышать. Все остальное — вторично. Более подробно можно сравнить эти условные группы людей по информации, приведенной ниже.

Визуальный тип

Голос чистый, без придыхания. Громкостно (а не интонационно) акцентируют смысл. Стремятся держаться ровно. Линия взора при контакте должна быть не ниже линии взора собеседника, нужен контакт глазами («если не смотришь, значит, не слышишь»). Во время разговора жестикулируют (жесты выше груди), а когда слушают, замирают.

Зона контакта весьма высока — держат дистанцию, когда пересекаешь его зону, он (последовательно): 1) расширяет зрачки; 2) поднимает брови; 3) отодвигает голову; 4) отодвигает плечи; 5) отходит. Стремятся красиво одеться, причесаться, делать красивые жесты, принимать красивые позы. Чувствительны к внешним аранжировкам (любят порядок) — убирают пыль, когда ее увидят, чтобы было красиво.

Кинестетический тип

Воспринимают мир телом. Дыхание брюшное, медленное и глубокое. Голос низкого тембра, медленного темпа, речь тихая, проникновенная, весовая (не говорит просто так).

Садится поближе, прикасается, любит «прихватывать» за пуговицу, локоток, прохаживаться. Потирает руки, поглаживает. Линия взора — ниже или на уровне взора собеседника, контакт глазами с собеседником не обязателен, а часто мешает: отвлекает от собственных телесных ощущений. Жесты кинестетика — внизу (до груди).

Аудиальный тип

При взаимодействии больше обращает внимание на тембр, громкость и прочие аудиальные субмодальности, «показывает голосом», хорошо копирует голоса других и интонации. В контакте глазами при разговоре не нуждается, глаза прикрыты.

Обычно держит руки в карманах, редко — «скупые» жесты у груди, прикрывает ладонью глаза, трогает ухо, часто бормочет. Из мимики выразителен только низ лица (рот), а так он амимичен. Движения ритмичны, наклон головы, голова опирается на руку. Речь размеренная, с паузами (для внутреннего диалога). Может рассказывать одну историю много раз одинаково теми же словами. Не прерывайте аудиала, когда он начал рассказывать, иначе он начнет сначала или вовсе откажется говорить.

Несомненно, человек гораздо сложнее, чем какая-либо из моделей деления людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. (а также на другие типы, не рассмотренные в данной статье). Часто встречаются смешанные типы людей. Нужно иметь в виду, что в данный момент стратегия вашего партнера близка к поведению какого-либо из типов, описанных выше.

Виды языков тела

  • язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук);
  • жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные людьми с нарушениями слуха;
  • язык пантомимы;
  • ритуальные языки жестов;
  • профессиональные жестовые языки и диалекты;
  • жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев.

Наукой о языке тела и его частей является кинесика, наряду с паралингвистикой (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) её относят к центральной области невербальной семиотики — науке о невербальных знаковых системах. Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются также такие науки, как прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика.

Знаки разной природы

Коммуникативная деятельность в жизни человека играет одну из самых важных ролей. Способность речевой передачи сообщения отделяет людей от мира природы, но, оставаясь её частью, мы обладаем уникальной способностью бессознательно и сознательно читать язык тела друг друга: жесты, различные позы, произвольные и непроизвольные движения. В 1963 выдающийся русский лингвист А. А. Реформатский, рассуждая о характере различных знаковых систем, описывал их взаимосвязь в одном коммуникативном акте. Он подчеркивал невозможность моделирования коммуникативных систем и самого мыслительного процесса без исследования, как невербальный текст соотносится с вербальным. А. А. Реформатский пришёл к выводу, что перекодирование информации не является единственно важным процессом в акте устного общения. При коммуникации происходит параллельная обработка знаковой информации различными системами: знаковые системы разной природы «как-то и конкурируют в принципе, но не накладываются друг на друга, а представляют собой более сложное соотношение» (Реформатский 1963). Таким образом, язык тела как невербальная часть коммуникации, а иногда и единственная её часть (в случае искусственных жестовых языков, не соотносящихся с речью: «русский жестовый язык, амслен — знаковая система, используемая глухими в Северной Америке, америнд — „язык рук“ глухих североамериканских индейцев, британский жестовый язык — язык глухих стран Британского содружества», языки глухих Италии, Швеции и многие другие) занимает исключительно важную позицию в истории культуры

История исследования

Наукой о языке тела принято считать кинесику, хотя в последнее время принято более узко специализировать объекты её исследования: учение о жестах рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Все эти единицы невербального общения объединяются в понятии «жест» — от лат. gestus, означающего делать, носить, нести ответственность, контролировать, выполнять, исполнять и др. Известный исследователь языка жестов А.Кендон, исследуя эволюцию этого термина, отмечал, что в римских трактатах о поведении ораторов, например у Цицерона и Квинтилиана, «жест» определялся как правила использования возможностей своего тела, значимые движения рук, ног, корпуса и лица, что сближает данный термин с современным его употреблением — интерактивный знак повседневного невербального человеческого поведения.

Язык тела, занимая важную позицию в истории культуры, является предметом исследования риторики, медицины, психологии, педагогики, искусства, хирологии (язык линий и бугорков рук), хирономии (искусства мануальной риторики) и физиогномики, учения о проявлении внутренних качеств человека в чертах и выражениях его лица

Основные работы по исследованию языка тела
  • Дж. Балвер одним из первых написал книгу о языке тела в 1644 г., где язык рук рассматривался как природное естественное образование, в отличие от искусственного придуманного языка слов.
  • И. Каспар Лафатер, пастор из Цюриха, в 1792 г. опубликовал «Эссе по физиогномике», первое систематическое изучение движений тела, где подробно описано соотношение между выражениями лица человека, конфигурациями его тела и типами личностных свойств человека.
  • Г. К. Лихтенберг, выдающийся немецкий ученый и писатель, основной оппонент Лафатера, в 1765 г. написал книгу, в которой критиковал его за слишком упрощенный подход к физиогномике: за стремление объяснить мир, исходя только из сознания, в отрыве от реального мира, от практической деятельности человека
  • Ч. Белл, анатом, нейрофизиолог, художник и хирург, одним из первых заинтересовался выражением эмоций на человеческом лице. В 1844 г. занимаясь исследованием в области функционального анализа нервной системы, он сделал вывод, что все сильные чувства сопровождаются изменением в дыхании и мускульной активности лица и корпуса под действием изменившихся моделей дыхания.
  • Ч.Дарвин и Э. Кречмер в 1920 гг. проводили исследования по описанию связей между эмоциями человека, его характером и типом телосложения, связей между выражениями человеческого лица и смыслами данных невербальных единиц.
  • Д. Бонифацио, Д. Батиста дела Порта и Ф. Бэкон в эпоху позднего ренессанса, время расцвета изучения языка тела, в 1616 г. в своих трактатах о невербальной коммуникации утверждали, что существует универсальный язык жестов, понятный всем народам, язык тела, который также говорит о характере и темпераменте отдельного человека.
  • А. Кендон, Д. Моррис, Г. Крейдлин, современные исследователи языка жестов, которые уделяют больше внимание взаимодействию вербальных и невербальных кодов, а также особенностям языка тела отдельных культур.

Язык тела и естественный язык

Глубинные процессы, лежащие в основании естественного языка и языка тела, в существенных отношениях аналогичны, что делает возможным их параллельное существование в коммуникативном акте. Далее приводятся факты, подтверждающие их сходство.

Классический «шиш» («кукиш», «дуля», «фига»)

Классический «шиш» («кукиш», «дуля», «фига»)

  1. Каждый элемент невербального языка, как и элемент естественного языка, может стать единицей конвенционального соглашения и обрести контекстуальное значение, например, помахивание платочком, указательный и большой палец в кольце, приобретающие различные значения в зависимости от культуры стран.
  2. В определенных условиях смысл от одного субъекта другому передается или только с помощью жестов, или только словами, или комбинацией тех и других знаков.
  3. Жесты, как и языковые единицы, в большинстве своем являются символическими знаками, они образуют лексикон языка тела, и жестовые комбинации могут образовывать жестовые семиотические акты подобно речевым актам.
  4. Многие жесты определенного языка могут быть переведены на соответствующий вербальный язык, а также на жестовый язык другой страны. Проблемы перевода, связанные с невербальным языком, в основном такие же, как у естественных языков.
  5. Жестовое поведение людей меняется в пространстве, во времени, а также под действием экономических и культурных условий, что характерно для естественного языка.

Таким образом, параллельное существование жестового и естественного языка прослеживается довольно четко. Более того, исследования в этой области подтверждают, что их взаимодействие обогащает передачу смысла и эмоций, уточняет и усиливает значение информации, создавая яркие образы слов. Но, несмотря на наличие общих свойств, между языком тела и естественным языком имеются фундаментальные различия.

  • Все естественные языки состоят из относительно стабильных и дискретных единиц, что не свойственно языку тела, где нет согласия относительно формы, значения и употребления невербальных единиц.
  • Механизм невербальной референции устроен и действует по-другому: невербальные единицы обычно непосредственно обозначают свой денотат, то есть объект и его признаки — размер, форма, конкретные ситуации и объекты с актуальными пространственными категориями, когда языковые категории обслуживают несравненно большее количество идей, различных абстрактных понятий и категорий.
  • Наконец, жестовые знаки воспринимаются глазами. В основном это зрительные знаки, наделенные особыми функциями: они не только описывают явления, объекты и свойства реального мира, но и изображают эти явления, указывают на них. Жестовые элементы, демонстративные по своей природе, в коммуникативном акте выполняют не только информативную, экспрессивную, регулятивную функцию, но и изобразительную.

Универсальность языка жестов в психологии общения

Американский психолог Альберт Мейерабиан вывел формулу передачи информации при общении:

  • 7 % объема сведений транслируется вербально;
  • 38 % выдают тоновые модуляции голоса;
  • 55 % берут на себя невербальные сигналы.

«Золотое правило» психологии мимики и жестов гласит: ни один человек в мире не в состоянии в полной мере управлять собственными телодвижениями в процессе общения. Даже в том случае, когда он намеренно старается ввести в заблуждение своего визави.

Вне зависимости от социального статуса, воспитания, привычек человека, его организм на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на различные ситуации. Непроизвольные жесты и мимика даже незнакомого субъекта позволяют внимательному глазу услышать невысказанное, скрытое за ширмой слов.

Коды и расшифровки языка жестов в психологии

Каждому из нас свойственно интуитивно «разоблачать» собеседников и оценивать незнакомцев. Однако специальные знания по психологии мимики и жестов помогают делать это более эффективно. Они предоставляют возможность не только добиваться успехов в межличностных коммуникациях, но и защитить себя от обмана и манипуляций.

Рассмотрим наиболее важные невербальные сигналы:

Защита

В дискомфортных или опасных ситуациях, когда хочется отгородиться от собеседника, люди отодвигаются назад, закрываются папкой или каким-нибудь другим «щитом», закидывают ногу за ногу, сжимают руки в кулаки или скрещивают их на груди.

При этом их глаза неотрывно следят за тем, от кого они ждут подвоха. Так выдается внутреннее напряжение, настороженность и неготовность к конструктивному диалогу.

Открытость

Раскованная манера поведения, приближение или наклон тела к собеседнику, открытые ладони, расстегнутый пиджак, благодушная улыбка, беззаботный смех – все это говорит о предрасположенности к общению. Такие невербальные посылы можно расценивать как знак того, что беседа будет результативной.

Заинтересованность

Блеск в глазах и отсутствие всяких телодвижений у воспринимающего речь – маркер особой увлеченности. Человек весь во внимании, он наклоняется вперед и старается не шелохнуться, чтобы не создавать шума и не проронить ни слова.

Нередко захватывающий рассказ временно лишает слушающего контроля над своим телом. На интересной лекции можно заметить в аудитории студентов с широко расширенными глазами и открытыми ртами.

Скука

Если взгляд собеседника потух и блуждает по сторонам, ноги отбивают ритм, руки что-то теребят, рисуют или подпирает голову, рот то и дело открывается в зевке – пора заканчивать разговор или переводить его на другую тему. На языке жестов в психологии общения это означает: у слушающего пропал интерес к предмету беседы, он ее уже не воспринимает и томится в ожидании финала контакта. Продолжая испытывать терпение человека, можно вызвать на его унылом лице гримасу злости и раздражения.

Скепсис

Человек порой вербально соглашается с собеседником, но неосознанно дает понять, что не доверяет ему. Сомнения в искренности визави сквозят в таких жестах, как потирание или почесывание шеи, уха, лба, щеки, подпирание ладонью подбородка, ухмылка.

Если человек не хочет или не считает нужным разоблачать говорящего, в его голосе могут появиться снисходительные нотки. Так он подсознательно отгораживается от лгунишки, выражая свое превосходство над ним.

Как рассекретить обман?

Мало кто может врать, не моргнув глазом и не краснея. Люди так устроены, что даже на собственную «лапшу на уши» у них возникает негативная реакция. Поэтому обманщики всегда нервничают и «прокалываются» на многочисленных невербальных микросигналах:

  • прикрывают рот рукой;
  • притворно покашливают;
  • трогают ямочку под носом;
  • отводят взгляд, скашивают его в сторону;
  • при долгом зрительном контакте часто моргают;
  • кривят рот в улыбке;
  • тяжело дышат, что можно заметить по пульсации галстука;
  • меняются в лице, как хамелеоны: то бледнеют, то краснеют;
  • рефлекторно сглатывают слюну.

Зная об этих непроизвольных реакциях нашего тела, вы никому не позволите себя провести, но сможете изредка – если возникнет такая необходимость – использовать ложь во спасение ближнего.

Как отличить друга от врага?

Симпатизирующего вам человека легко узнать по приветливому искреннему взгляду, лучезарной симметричной улыбке, крепкому рукопожатию, теплым ноткам в голосе.

Человека, затаившего камень за пазухой, выдадут улыбка-оскал или плотно сжатые губы, недобрый прищур глаз, воинственность во взгляде, насупленные брови, движущиеся желваки, раздувающиеся ноздри.

Заключение

Изучение языка мимики и жестов человека в психологии общения – самый краткий и верный путь к взаимопониманию. Только постигая премудрости невербальной символики, можно стать успешным коммуникатором, не попадаясь в ловушки «испорченного телефона».

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации

Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Умение правильно читать секретный язык жестикуляции позволит избежать неприятных ситуаций. К примеру, специалистам в области HR без знаний о скрытых намерениях потенциальных служащих не обойтись.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения


  • Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Пожимание плечами – это универсальный сигнал незнания того, что происходит

По словам Барбары Пиз и Аллана Пиз , авторов книги “Новый язык телодвижений”, каждый человек пожимает плечами.

Пожимание плечами – это «хороший пример универсального жеста, который используется человеком для того, чтобы продемонстрировать, что он не знает или не понимает того, о чём вы говорите», пишут они.

«Это комплексный жест, который состоит из трёх основных компонентов», – продолжают они. «Открытые ладони демонстрируют, что в руках человека ничего не скрыто, сгорбленные плечи нужды для защиты горла от атаки, а поднятые брови – универсальный признак покорности».

Открытые ладони – древний способ демонстрации искренности

Когда кто-то клянётся говорить правду и только правду в зале суда, он кладёт одну ладонь на религиозный текст, а другую руку поднимает вверх, держа ладонь по направлению к человеку, с которым он разговаривает.

Это вызвано тем, пишут Пизы в своей книге, открытая ладонь всегда ассоциировалась с «правдой, искренностью, верностью и покорностью» на протяжении всей западной истории.

«Точно так же, как собака будет раскрывать своё горло, чтобы продемонстрировать покорность или подчинение победителю», – пишут они, – «люди используют свои ладони, чтобы продемонстрировать, что они не вооружены, а значит не представляют собой угрозу».

Отсутствие морщин возле глаз может свидетельствовать об имитации улыбки

Присяжные всё ещё не могут сойтись во мнении, можем ли мы определить, когда человек имитирует то, что учёные зовут улыбкой Дюшена. Это выражение лица, которое у нас получается, когда искренне испытываем какие-то позитивные эмоции.

С одной стороны, исследователи считают, что искренне улыбнуться по команде практически невозможно. Улыбка, говорят они, невозможна без морщинок возле глаз. Когда вы улыбаетесь от искреннего веселья, эти морщинки проявляются на вашем лице. Когда вы имитируете улыбку, их нет.

Если кто-то старается выглядеть счастливым, но в действительности счастья не испытывает, вы не увидите на его лице этих морщинок.

Более недавнее исследование, проведённое учёным из Северо-восточного Университета, обнаружило, что люди могут вполне отлично справляться с имитацией улыбки Дюшена, даже если они в действительности не испытывают счастливых эмоций.

Судя по всему, если морщинок возле глаз нет, то мы можем утверждать, что с большой долей вероятности человек радуется неискренне. Но лишь факт того, что морщинки возле глаз есть вовсе не позволяет точно сказать, что человек искренне счастлив.

Поднятые брови зачастую являются признаком чувства дискомфорта

Профессор Сьюзен Краусс Уитбурн из Университета Массачусетса пишет в издании Psychology Today, что точно так же, как настоящая улыбка образует возле ваших глаз морщинки, беспокойство, удивление или страх могут заставить людей поднять свои брови из-за чувства дискомфорта.

Поэтому, если кто-то сделает комплимент вашей новой причёске или новому предмету гардероба, но при этом его брови будут подняты, то, вероятнее всего, это не самый искренний комплимент.

Поднятый указательный палец с закрытой ладонью – это попытка демонстрации господства

Если кто-то закрывает свою ладонь и поднимает свой указательный палец, то этот человек пытается продемонстрировать господство, хотя это и работает далеко не во всех случаях.

«Применяя этот жест, человек использует свой указательный палец, как символическую дубину, которым образно бьёт своих слушателей, заставляя их подчиниться», – пишут Писы. «На подсознательном уровне этот жест вызывает у людей негативные ощущения, так как взмах правой рукой у большинства приматов используется для физической атаки».

Эротические жесты

Понять язык тела влюбленного мужчины или женщины можно также по невербальным проявлениям тела и жестов. Психологи говорят, что выраженными эротическими жестами обладают скорее женщины, а вот мужчинам свойственна сдержанность и контроль над эмоциями. Я зык тела женщины предполагает следующие проявления:

  • демонстрация запястья руки, например, во время курения, когда женщина поворачивает руку наружу, показывая внутреннюю сторону запястья;
  • прикосновения к волосам, накручивание локонов или их поглаживание, запрокидывание волос назад;
  • облизывание губ и приоткрытый рот во время беседы и даже молчания;
  • снятие туфли и покачивание ногой, что притягивает внимание противоположного пола;
  • прямой взгляд глаза в глаза, улыбка, во время зрительного контакта глаза сначала опускаются вниз, после чего отводятся в сторону;
  • поглаживание руками по коленям, бедрам, икрам;
  • скрещивание между собой щиколоток ног.

Фото 4

Такие устные способы флирта и заигрывания, конечно, присущи женскому полу, так как по своей природе и темпераменту они склонны к игривому общению и заманиванию партнера. Мужчины же в этом плане действуют прямо и без намеков, поэтому влюбленного парня можно распознать по поступкам.

Лживые жесты

Самый востребованный вопрос – как узнать ложь по невербальным знакам, так как в современно обществе каждый второй человек не чурается вранья во благо себя. Психологи говорят, что большинство лгунов во время такого поведения выдают себя несколькими жестами, например:

  • руки непроизвольно тянутся к лицу, человек может прикрывать себе рот, прикасаться к губам, подбородку, во время выслушивания собеседник прикрывает рот по причине недоверия;
  • выраженный жест лжи – прикосновение к носу;
  • сокрытие правды проявляется почесыванием верхнего века глаз;
  • если человек не согласен с мнением оппонента, но боится это сказать прямо, он может почесывать шею;
  • прикосновение к мочкам ушей говорит о том, что слушатель не верит своему собеседнику.

Фото 5

Самый распространенный и известный всем знак лжи – отведение глаз в сторону, боязнь прямого зрительного контакта. На самом же деле ученые доказали, что это ложное суждение, отведение глаз является естественным явлением, во время воспоминаний человек будет отводить глаза влево или вверх, а в ходе фантазий и выдумок – вверх или вправо.

Агрессивные жесты

Визуально оценить настрой собеседника можно по его жестам и мимике, поэтому психологи отдельно рассматривают жесты агрессии и враждебности. Например:

  • сжатие рук в кулаки;
  • запрокидывание рук вбок говорит о решительности и настрое к действиям;
  • сидение на стуле в позе “верхом” является показателем негативного отношения к оппоненту;
  • складывание рук за спиной.

Фото 6

Скрыть знаки и жесты агрессии и выраженной неприязни к определенному человеку на самом деле очень сложно, так как это сильные эмоции, контролю над которыми нужно долго и упорно обучаться.

Нервозные жесты

Если в общении человек ощущает себя неуверенным и раздражительным, скрыть подобное состояние будет крайне сложно. Скорее всего, нервозность проявится следующими жестами:

  • подростки начинают грызть ногти;
  • взрослый человек может грызть ручку или карандаш, стучать ими по столу, тарабанить пальцами рук;
  • бегающий взгляд является следствием беспокойства;
  • частая смена положения тела и суетливость говорит о раздражительности и нервозности.

В таком состоянии учащается дыхание, взгляд не может сосредоточиться на чем-то одном, а человеку будет достаточно сложно совладать со своим телом.

Скучающие жесты

О том, как понять язык тела, чтобы узнать, насколько собеседнику интересен разговор, подскажут некоторые специфичные жесты. Например:

  • во время общения собеседник кладет голову в ладони рук;
  • скучный разговор может сопровождаться постукиванием ног об пол;
  • занятие другим действием, например, рисованием на листке бумаги, верчением в руке ручки или другого предмета, поглядывание на телефон или часы, рассматривание своих рук и многие др.

Фото 8

Таким образом, можно сделать вывод, что неинтересная беседа будет сопровождаться отсутствием стабильного зрительного контакта между оппонентами и посторонними действиями.

Источники

  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/zhestov-i-yazyk-tela.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/305728
  • https://wiki2.org/ru/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0
  • https://ilovemir.ru/yazyk-tela-psihologiya-cheloveka-po-povedeniyu-i-zhestam/
  • https://pikacho.ru/yazyk-tela-i-zhestov/
  • https://hr-portal.ru/story/19-hitrostey-dlya-chteniya-yazyka-tela-drugih-lyudey
  • https://afmen.online/yazyik-tela-i-zhestov.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости из мира звезд, психология жизни и взаимоотношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: