- Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
- Древняя китайская философия (VI—II века до н. э.)
- Средневековый период китайской философии (II век до н. э. — X век н. э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
- Китайские цитаты и фразы о жизни
- О родительской любви
- О благородных людях из неблагополучных семейств
- О лишних словах для вразумления
- Мудрость Сунь-Цзы о достижении цели
- Цитаты и афоризмы китайских мудрецов
- Гармония
- Переменчивость
- Конфуций: бессмертный учитель Поднебесной
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
- Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
- глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
- сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI веках до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
По утверждению Юрия Пинеса, крупнейшими фигурами в интеллектуальной жизни доконфуцианского Китая были четыре политические фигуры 6 века до н. э.: Шусян 叔向 и Нюй Шуци 女叔齊(司馬侯) из царства Цзинь, Янь Ин (англ.)русск. 晏嬰 из царства Ци и Цзы Чань (англ.)русск. 子產 из царства Чжэн.
Древняя китайская философия (VI—II века до н. э.)
Глубокие политические потрясения в VII—III веках до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
- даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма: Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань
- конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
- моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
- школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
- школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун. Иногда относят Инь Вэня.
- школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Средневековый период китайской философии (II век до н. э. — X век н. э.)
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.
В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э. — 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27 — ок. 97 г. н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90—40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78—37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» (“Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» “Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и учёный из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию. Видным мыслителем XI века был Чжан Цзай, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»), также известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020—1078).Его основные сочинения — «Си мин» («Западная надпись»), «Дун мин» («Восточная надпись»), «Чжэн мэн» («Наставление непросвещённым»), «Цзин сюэ ди ку» («Бездонность принципов изучения канонов»), «И шо» («Учение Канона перемен»). Чжан Цзай в своем учении о человеке исходил из признания существования в человеке двух «природ» — небесной и «эфирной». Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю). По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами. Из значительных мыслителей более позднего времени следует упомянуть Ван Янмина (1472—1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о «Великой пустоте» (тай сюй) одного из основоположников неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613—1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и учёный XVIII века Дай Чжэнь (1723—1777).
Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865—1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893—1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910—1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходили также в своей исследовательской деятельности философы и историки китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903—1987) и Ду Госян (1889—1961).В последнее десятилетие получили известность работы философа и геополитика Чжан Вэньму, касающиеся наиболее актуальных проблем глобализации и геостратегии. В связи с тем, что в XX веке среди различных зарубежных философских течений наиболее глубокое влияние на развитие китайской философии оказала советская философия, ряд китайских исследователей уделяет внимание изучению истории советской философии, советского периода в истории русской философии и истории русской философии (Цзя Цзэлинь, Ань Цинянь, Ли Шандэ, Бао Оу, Ма Иньмао, Чжан Байчунь и др.).
Китайские цитаты и фразы о жизни
Народная китайская мудрость не всегда приятна, зато всегда права. Так и в данном случае:
Ошибочный шаг пешкой – и партия проиграна.
Это высказывание учит человека обращать большее внимание на мелочи, которые сопровождают каждое из начинаний. Порой людям кажется, что сосредоточившись на конкретном деле, можно достичь успеха, игнорируя подспудные мелочи. Но в жизни часто так случается, что маленькая ошибка приводит к краху великие свершения.
Простой взгляд на жизнь китайского народа позволил подметить:
Не удерживай то, что уходит. И не отталкивай то, что приходит.
Часто, случается так, что люди не могут принять того, что противоречит их жизненным взглядам или целям. Поэтому они стараются быть во всем первыми и лучшими. Они общаются с людьми, которые их не ценят, и даже понимая это, они стараются сохранить ту связь, что связывала их когда-то.
Нужно быть готовым к переменам, если они неотвратимы, и даже если неприятны.
Следующий китайский афоризм может стать постоянным спутником любого, кто ищет свой путь.
Научись находить радость в том, что делаешь, и тогда счастье само придет в твой дом.
Научившись жить с данной мыслью, можно поменять свою серую жизнь и сделать ее яркой и наполненной, главное не зацикливаться на проблемах.
О родительской любви
Семейная истина, которую должен усвоить каждый родитель, для того, чтобы воспитать готового к жизни в этом мире человека.
Для мамы ежа, иголки ее детей, мягче хлопка.
Часто родители не замечают песчинок и даже бревен в глазу у своего ребенка. Это происходит из-за сильной любви. Хотя намерения у взрослого человека всегда наполнены доброжелательными позывами, по итогу это может привести к печальным последствиям.
О благородных людях из неблагополучных семейств
Знаменитая китайская цитата, которая приоткрывает глаза слишком предвзятым людям.
И в вороньем гнезде может появиться на свет благородный феникс.
Данные слова говорят о том, что если человек был рожден в неблагоприятных условиях, в неблагопристойном обществе или бедности, он все равно может стать большим и благородным человеком. Люди должны осознать, что общество влияет на индивида, и эта связь обоюдна. Не стоит относиться к кому-то свысока, в каком бы он обществе не был воспитан.
О лишних словах для вразумления
Нередко, небольшое предложение из нескольких слов, после тщательного обдумывания наполняется глубиной и смыслом. О воспитании и натуре человеческой души многое рассказывает следующая цитата:
Если человек не желает прислушиваться к одному слову, то он и к тысяче не прислушается.
Жизненное применение этих слов больше относится к донесению своей позиции тому, кто поступает вопреки ожиданиям говорящего. Не редки случаи, когда взрослый мужчина или дряхлый старик, пытается направить молодого парня на достойные дела, а тот все делает по-своему. Не стоит тратить свои силы на то, что не приживется в юной голове, повтори это хоть тысячу раз.
Также можно ее спроецировать на женатую пару. Жена ругает мужа из-за того, что он постоянно ходит на рыбалку, вместо того, чтобы заняться домашними проблемами. Годами они живут так, и все равно она пытается доказать правильность своей точки зрения, а он пропускает это мимо ушей.
Мудрость Сунь-Цзы о достижении цели
Большой популярностью пользуются высказывания великих китайских философов, политиков и военачальников, так как они прошли сложный жизненный путь, и знают цену своим словам и поступкам. К тому же, на их примере можно сделать выводы о правильность тех вещей, о которых они говорят.
Одним из таких мыслителей является мудрый китайский генерал и философ Сунь-Цзы. Его мыслительные труды и притчи были направлены на эффективное использование имеющихся сил и ресурсов. Он является автором легендарной книги «Искусство войны», которую будет полезно прочитать всякому начальнику и целеустремленному человеку.
Большую популярность обрело следующее высказывание:
Благородный жеребец не преодолеет путь в 1000 ли. Но если поехать даже на дряхлой кляче, можно это сделать, единственное что потребуется, это время и постоянное движение.
Глубина этого древнего китайского изречения показывает богатый жизненный опыт мыслителя. Он смог рассказать в двух предложениях то, что современные мыслители расписывают на целые книги. А именно то, что не талант или богатство становятся причиной успеха сильных людей. Большую роль играет упорство, которое будет каждый день толкать на совершения маленьких шажков, на пути к достижению большой цели.
Множество современных писателей использует данную мысль в мотивирующих речах, притчах и жизнеутверждающих книгах.
Цитаты и афоризмы китайских мудрецов
Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше.
Путешествие изменяет внутренний мир человека.
Из кувшина в чашу можно налить только то, что в нем было.
Не требуйте плодов там, где вы их не сеяли.
Есть много дорог, которые ведут к вершине. Но пейзаж остается неизменным.
Цель одна, но есть разные пути для ее достижения.
Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему.
Лучше помолчать, чем говорить без смысла.
Тот, кто пьёт воду, должен помнить о тех, кто рыл колодец.
Всегда нужно чтить тех, кому обязан жизнью и благами.
Будучи вне дома, держите себя так, словно принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
Если каждый будет так поступать, тогда мир изменится в лучшую сторону.
Человек хорошо делает то, что любит.
Занимаясь нелюбимым делом, — не ждите хорошего результата.
Лошадь узнают в езде, человека – в общении.
По внешнему виду нельзя судить о человеке, но стоит ему заговорить — о нем сразу становится все ясно.
Дешево покупать — деньги терять.
За качество нужно платить.
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания.
Каким ваш ребенок вырастет человеком, зависит только от вас.
Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
Беда случается для того, чтобы люди уделили друг другу время.
Тому, кто никуда не плывёт, — не бывает попутного ветра!
Удача сопутствует тем, кто к чему-то стремится.
Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься.
Незнание — это не проблема, если есть желание учиться.
Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления страной.
Хороший правитель — это тот, кто слышит свой народ.
Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?
Человек и так уже почти все использует в своих интересах.
Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.
С мудрыми учителями и хорошими друзьями вы станете еще мудрее.
Гармония
Разберем фразу, с которой мы и начали повествование: «Лучше иметь слишком мало, чем слишком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слишком усердствовать». Китайская философия нацелена на внутреннюю гармонию человека. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда делали что-то через силу, потому что «надо», а не потому что «хочу». И если отпустить ситуацию и не корить себя за «слабость», вы почувствуете облегчение и тихое счастье. По мнению китайцев, если вы будете слишком настойчивы, все равно не добьетесь желаемого. Так же и с излишками.
Как человек, желающий идти все дальше на восток, в результате может оказаться на западе, так и склонные к непомерному накопительству могут окончить дни свои в нищете.
Красноречивый пример действия этой древней китайской мудрости — современное индустриальное общество, которое ставит во главу угла повышение «уровня жизни», хотя тем самым на деле ухудшает качество жизни своих членов.
Переменчивость
Китайцы, как и индийцы, считают, что многообразие вещей и явлений объединяет некая высшая реальность. Термины «полное», «всеохватывающее» и «целостное», несмотря на внешние различия, отражают одну реальность.
Китайцы называли эту реальность Дао, что первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустройства. Позже конфуцианцы дали этому понятию другое толкование.
Они заговорили о Дао человека или человеческого общества, понимая под ним моральный образ жизни.
В первоначальном космическом смысле Дао — высшая, не поддающаяся описанию реальность. Но Дао отличается от них своей внутренней меняющейся сущностью, которая, по мнению китайцев, составляет основу Вселенной. Дао — всеобъемлющий процесс, в который вовлечены все вещи. Мир постоянно течет и изменяется.
Конфуций: бессмертный учитель Поднебесной
Последующее развитие философии Древнего Китая связано с Конфуцием, самым популярным мудрецом Поднебесной, учение которого сегодня насчитывает миллионы почитателей как в Китае, так и за рубежом.
Взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь Юй»), которую составили и опубликовали его ученики на основе систематизации его поучений и высказываний. Конфуций создал оригинальное этико-политическое учение, которым руководствовались императоры Китая в качестве официальной доктрины практически в течение всей последующей истории Поднебесной, до завоевания власти коммунистами.
Основные понятия конфуцианства, составляющие фундамент данного учения, — это «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (почтительность, церемонии). Основной принцип «жэнь» — не делай другим то, чего не желал бы себе. «Ли» охватывает широкий круг правил, которые, по существу, регламентируют все сферы жизни общества — от семьи до государственных отношений.
Моральные принципы, социальные отношения и проблемы управления государством — такие основные темы в философии Конфуция.
В отношении познания и осознания окружающего мира Конфуций, главным образом, вторит идеям его предшественников, в частности, Лао Цзы, в чём-то ему даже уступая. Немаловажная составляющая природы у Конфуция — это судьба. О судьбе говорится в учении Конфуция: «Всё изначально предопределено судьбой, и тут ничего не убавишь и не прибавишь. Богатство и бедность, вознаграждение и наказание, счастье и беды имеют свой корень, влиять на который не может сила человеческой мудрости».
Анализируя возможности познания и природу человеческого знания, Конфуций говорит, что по своей природе люди похожи друг на друга. Только высшая мудрость и крайняя глупость незыблемы. Люди начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию и по мере обретения разных привычек.
Что касается уровней знания, Конфуций предлагает такую градацию: «Высшее знание — это знание, которое человек имеет при рождении. Ниже — знания, которые приобретаются в процессе изучения. Ещё ниже — знания, полученные в результате преодоления трудностей. Самый же ничтожный тот, кто не хочет извлечь поучительный урок из трудностей».
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F
- https://KitayGid.ru/istoriya/kitajskaya-mudrost
- https://frazy.su/24571-mudrost-kitaya-tsitatyi-i-aforizmyi-kitayskih/
- https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/08/10/pyat-vozzrenij-kitajskoj-filosofii/
- https://www.epochtimes.com.ua/ru/china/culture/fylosofyja-drevnego-kytaja-mudrec-podnebesnoj-94589.html