- Как определить самооценку?
- 1. Как ты реагируешь на критику других людей?
- 2. Как ты реагируешь на похвалу других людей?
- 3. Как ты себя воспринимаешь?
- Формирование адекватной самооценки из завышенной
- Формирование адекватной самооценки из заниженной
- Формирование самооценки личности
- Формирование самоконтроля и самооценки
- Рекомендации по формированию адекватной самооценки
- Важность правильной самооценки
- Тревожные сигналы
- 5 причин низкой самооценки
- Рецепты повышения самооценки для женщин
- Роль самооценки в жизни человека
- Этапы развития
- Признаки завышенной самооценки
- Причины появления завышенной самооценки
- Высокий уровень самооценки у мужчин
- Как привести самооценку в норму: практические рекомендации
- Правила для формирования адекватной самооценки
- Самооценка и здоровье
Как определить самооценку?
Чтобы формировать адекватную самооценку следует лучше понять себя. Иногда сложно отвечать честно на вопросы, но и врать самому себе глупо. Определи свой уровень самооценки. Насколько ты адекватен?
1. Как ты реагируешь на критику других людей?
- Тебя больно задевают слова человека, что тебе хочется накричать на него или ударить. Ты плохо переносишь чужое мнение, которое не совпадает с твоим. Скорей всего твоя самооценка находится на низком уровне.
- Ты не прислушиваешься к чужой критике и тебе плевать на нее с высокой колокольни? Тебе совсем не интересно чужое мнение? У тебя завышенная самооценка, а тебе срочно требуется коррекция для более адекватной самооценки.
- Ты слушаешь критику и пытаешься найти в ней конструктивные ноты? Выслушать чужое мнение полезно, но важно отделять конструктивные слова от чужого субъективного мнения. Это поведение человека с адекватной самооценкой.
2. Как ты реагируешь на похвалу других людей?
- Для тебя очень важно чужое мнение и как ты выглядишь в их глазах? Тщательно ожидаешь одобрения окружающих, ждешь похвалы и напутственных слов? Боишься что-то сделать, чтобы люди не говорили плохо и пытаешься для всех быть хорошим? Это точно низкая самооценка.
- Самодовольно купаешься в похвале, а когда не хвалят, то считаешь всех кругом идиотами? Требуешь похвалы от окружающих, когда они не спешат это делать? Это завышенная самооценка.
- Ты принимаешь похвалу спокойно, принимая ее как факт, но не более. Это адекватная и правильная самооценка.
3. Как ты себя воспринимаешь?
Признаешь себя неудачником, который ни на что не способен? У тебя нет поводов гордиться собой, а относишься к себе плохо? Ты никому не нужен и ни на что не годишься? У тебя нет перспектив и шансов поменять свою жизнь? Каждый сверчок знай свой шесток? От тебя ничего не зависит и жизнь кончена? Это низкая самооценка. Тебе срочно нужно приступить к формированию адекватной самооценки.
Работаешь в полсилы, стараешься еле-еле, фантазируешь о миллионах и ждешь вот-вот джекпот судьбы? Ты слишком много хочешь, но мало прикладываешь усилий. Думаешь, что ты гений, которого не оценили по достоинству потомки? Тебе все должны, даже если ты ничего особенного не сделал? Вокруг тебя должны все носиться, постоянно помогать и заботиться? Считаешь себя пупом земли, когда окружающие считают тебя эгоистом и нарциссом? Достоин большего, но ничего для этого не делаешь? У тебя завышенная самооценка.
Ты не считаешь себя неудачником и не гением. Ты полагаешь, что все зависит от тебя, а не обстоятельств. Никто не будет строить твое счастье за тебя. Ты понимаешь, что должен делать и стараться сам. Ты готов прикладывать усилия и бороться за свое будущее. Но не сдаешься, как люди с низкой самооценкой. Ты не ждешь подарка судьбы, как человек с завышенной самооценкой. Ты работаешь усердно каждый день и идешь к своей цели. Это адекватная самооценка.
Формирование адекватной самооценки из завышенной
Научись критически смотреть на себя со стороны. Каковы твои недостатки и слабые места? Насколько ты ставишь реалистичные цели? Каково соотношение желаний и реальных способностей? Требуешь ли ты то, что пока не заслужил и не достоин?
Будь открыт к новым идеями, опыту и возможностям. Не откидывай все прочь только по той причине, что тебе это плохо знакомо. Мир постоянно меняется и в переменах нет ничего не обычного.
Принимай критику спокойно, если она имеет под собой основу. Умей признавать свои ошибки, когда не прав. Не нужно все воспринимать сразу в штыки. Спокойно выслушай, проанализируй и прими меры, если требуется.
Не выдаешь ли ты свои слабые стороны за сильные? Наглость принимая за решительность, упрямство за упорство, бесцеремонность за лидерство? Будь более беспристрастен к себе.
Принимай жизнь и мир такими, какие они есть. Если мир к тебе зол и несправедлив, то будь более адекватен. Ничего не бывает в мире просто так. Если что-то не получается, то значит ты недостаточно готов к победе. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Не обвиняй во всех проблемах окружающий мир, обстоятельства и людей. Ищи в себе то, что тебе мешает одержать победу.
Формирование адекватной самооценки из заниженной
«Знай себе цену и не продавай себя дешевле, чем ты того стоишь, иначе превратишься в уцененный товар.» Эстонская писательница и психолог Лууле Виилма
Не проявляешь ли ты чрезмерную осторожность, нерешительность и скромность? Может пора стать более уверенным, смелым и решительным? Робость и неуверенность порождает еще больше проблем, чем было до этого.
Не слишком ли ты к себе требователен, страдая перфекционизмом? Может ты предъявляешь к себе повышенные требования, виня себя за малую оплошность или неудачу? Прекращай это самоистязание.
Страдая низкой самооценкой, не пытаешься ли доказать свою крутизну в ущерб себе? Совершаешь ошибки и странные поступки, пытаясь самоутвердиться? Показываешь свою крутизну в социальных сетях и в жизни, покупая предметы для понтов.
Насколько ты контролируешь свою жизнь? Не пытаешь ли перекладывать всю ответственность за все происходящее на других людей и обстоятельства? Легко винить кризис, людей и правительство. Пора принять тот факт, что только ты можешь изменить свою жизнь. Только от тебя зависят перемены.
Найди способ реализовать себя в жизни. Ставь цели и мечты, а затем достигай их. Отмечай каждую свою победу и достижения. Ты не так уже плох. Ты хорош, просто не веришь себе до конца. Ты гораздо лучше, умнее и сильнее, чем думаешь.
Формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором успешной жизни. Только адекватная самооценка помогает полностью раскрыться, достичь своих целей и стать счастливыми.
Формирование самооценки личности
Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая – это отношение к себе, так называемый накапливающийся “настрой на себя”. Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо “обрастают” эмоциями.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.
Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.
Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания.
Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.
Формирование самоконтроля и самооценки
Современный социум нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Поэтому так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, склонности и стремления, индивидуальность каждой маленькой личности. Роль самооценки в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества, довольно важна наравне с формированием самоконтроля.
Индивид наделен редкостной способностью контролировать свою деятельность и управлять ею. Через персональный опыт, посредством общения с окружающим социумом и средой, у субъекта вырабатывается внутреннее приспособление – самоконтроль, позволяющий ему поступать логично и соответственно правилам.
Самоконтроль в качестве умения самостоятельно находить собственные ошибки, промахи, неточности, планировать способы ликвидации обнаруженных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развивающего и воспитывающего контроля. Контроль воздействует на образование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных свойств личности.
Самоконтролем принято считать понимание и оценивание индивидом персональных действий процессов психики, и состояний, которые предполагают наличие определенного эталона и возможности приобретения данных о подконтрольных действиях и состояниях.
Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у малышей понимания необходимости регуляции своего собственного поведения, основываясь на усвоенных правилах; формировании у детей умений предвосхищать результаты своих поступков во взаимосвязях с эмоциональными волнениями, которые возникают в связи с детскими представлениями о значимости будущих последствий для себя и окружающего социума на основе произведения анализа ситуаций из повседневной жизни; формировании у детей понимания личностной значимости действий, заключающих в себе нравственно-моральный смысл.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки
С началом школьной жизни у человека начинается новая полоса, теперь его самооценка напрямую завит от учебных успехов и популярности среди одноклассников. У тех, кому не дается ни учеба, ни общение со сверстниками самооценка обычно занижена, что ведет к развитию комплексов и даже депрессий. Но также в этот период важно и отношение родителей к успехам или неудачам ребенка. Поэтому проблема адекватной самооценки очень важна, для ее формирования у младших школьников требуется составлять программу, охватывающую вопросы:
- снижения уровня эмоционального напряжения;
- повышения уверенности в себе;
- развития способности отмечать свои положительные стороны;
- формирования коммуникативных навыков;
- развития позитивного отношения к окружающим.
При заниженной самооценке школьников требуется проведение систематических мероприятий для ее коррекции. Могут применяться методы арт-терапии, психогимнастики и игротерапии.
Важность правильной самооценки
Безусловно, формирование адекватной самооценки у подростков – задача крайне непростая. Она требует серьезных усилий как от самих тинейджеров, так и от их родителей.
Но почему адекватная самооценка подростка настолько важна?
Именно достаточная самооценка помогает каждому из нас успешно справляться с трудностями. Например, адекватная самооценка избавляет от необходимости идти на поводу у токсичных людей. Кроме того, она вселяет веру в себя и позволяет достигать целей. Такая самооценка помогает вставать и идти вперед после неудач.
У подростков все намного сложнее, чем у людей взрослых. Часто это – еще не зрелые личности, с кучей предрассудков, неверных установок. Все это приправлено свойственным возрасту максимализмом и крайней остротой восприятия!
А этот сложный коктейль – благодатная почва для взращивания комплексов, тревожности, тотальной неуверенности в себе, заниженной самооценки. Кстати, завышенная самооценка также провоцирует множество проблем, но о ней мы поговорим в другой раз.
Известный психолог Лев Семенович Выготский еще в начале прошлого века пришел к выводу, что именно самооценка является важнейшей составляющей личности любого ребенка.
Актуальность этого фактора сложно переоценить. В наше время самые разные дети сталкиваются с этой проблемой – из семей малообеспеченных и состоятельных, полных и неполных. Сыновья и дочери интеллигенции страдают от этого не реже, чем дети рабочих, продавщиц и строителей.
Тревожные сигналы
Последствия подростковой низкой самооценки могут быть пугающими:
- буллинг в школе или во дворе;
- плохая успеваемость в школе;
- неумение сказать «нет» — в том числе на предложения «покурить» и тому подобные;
- отсутствие интересов помимо учебы – из-за неуверенности в себе и своих способностях;
- социопатия (не путать с умственной отсталостью);
- девиантное поведение – презрение тинейджером социальных норм и приличий;
- нежелание общаться со сверстниками, отсутствие друзей;
- нестабильная психика в целом;
- критика своей внешности и фото;
- обилие всевозможных комплексов.
5 причин низкой самооценки
1 Родители с заниженной самооценкой. Первые модели поведения и коммуникации человек усваивает еще в детстве. Он во многом копирует своих родителей. Неуверенная в себе мать с большой долей вероятности воспитает такого же ребенка с заниженными амбициями. Однако во взрослом возрасте человек всегда может сам заняться развитием личности и добиться успехов. 2 Ошибки в воспитании. И снова речь пойдет о роли родителей в формировании личности ребенка. Неуравновешенность, жестокость, критика матери – прямой путь к низкой самооценке ребенка. 3 Трудности в общении со сверстниками. У детей нередко бывают проблемы в общении, и способы, которые они используют для их решения, напрямую влияют на их будущее отношение к себе. «Затравленному» подростку сложно стать уверенным в себе взрослым. Но это возможно! 4 Отношения с противоположным полом. Первая любовь, первый секс и переживания, связанные с юношеской влюбленностью, накладывают свой отпечаток на психологии личности. 5 Негативный опыт. Неудачи случаются со всеми, и каждый человек может потерять уверенность в себе, попав «в зону турбулентности». Это решаемо. Важно не опускать руки и работать над собой.
Рецепты повышения самооценки для женщин
Женщине бывает сложнее работать с самооценкой, чем мужчине, ведь ее уверенность в себе во многом зависит от внешнего вида, отношений с мужчинами, успехов детей.
Как же повысить самооценку женщине? Можно воспользоваться советами француженок, которые умеют держаться с достоинством в любых ситуациях.
Роль самооценки в жизни человека
В дошкольном возрасте и 1-3 классах родители часто ошибочно считают, что ребенок должен только получать знания и осваивать навыки. Но именно в этом возрасте происходит формирование самооценки. Закладываются основы того, насколько активным человеком будет малыш в будущем, как будет чувствовать себя в коллективе, реализовывать собственные амбиции.
Психологи считают, что у самооценки две составляющих – эмоциональная и интеллектуальная.
Эмоциональная формируется под влиянием родных, друзей и учителей. Этот компонент доминирует до 6-летнего возраста. Очень важно, как мама и папа относятся к достижениям и первым успехам малыша.
Интеллектуальная составляющая проявляется позже. Она формируется на основе самоанализа, когда человек способен оценивать свои слабые и сильные стороны.
Этапы развития
Самооценка у ребенка формируется в четыре этапа, начиная с его появления на свет.
I этап
От рождения до 1,5 лет. Формируется доверие к окружающему миру, позитивное отношение к самому себе. В первый год жизни формируется чувство привязанности.
Если родители оценивают все, что он делает в позитивном ключе, этот важный шаг к адекватной самооценке в будущем.
II этап
От 1,5 до 4 лет. Главным становится осознание своей зависимости или автономности. Ребенок внимательно следит за тем, как родители реагируют на его проявления самостоятельности.
Повышению самооценки способствует одобрение любознательности и желания многое делать без посторонней помощи.
III этап
От 4 до 6 лет. В этом возрасте все зависит от первых представлений ребенка о том, каким он вырастет. Базовое чувство инициативы или вины формируется в зависимости от того, как проходит процесс социализации.
IV этап
От 6 до 14 лет. Развивается стремление к самовыражению и труду.
Негативно сказывается низкий статус в коллективе сверстников и отсутствие полезных практических навыков.
Признаки завышенной самооценки
Признаки завышенной самооценки проявляются в поведении человека. Психология того, как человек оценивает себя, напрямую влияет на отношения с окружающими людьми. Если самоуверенность превалирует, возникают проблемы в процессе общения. Худшая из них, когда человек остается совершенно один.
Завышенная самооценка имеет признаки:
- Человек убежден в том, что всегда прав. При этом в пользу альтернативного мнения могут приводиться значимые аргументы, однако это никак не влияет на индивида.
- Уверенность в существовании единственно правильной точки зрения — личной. Человек отрицает существование противоположного мнения как такового. Если в силу каких-либо обстоятельств ему все же нужно принять чужую точку зрения, он все равно будет считать ее неверной.
- Еще одна характеристика высокой самооценки заключается в том, чтобы оставлять за собой последнее слово. Человек уверен, что только он может делать выводы, определять дальнейший ход событий.
- Один из признаков самоуверенной личности — неумение извиняться, просить прощения.
- При высокой самооценке человек обвиняет в своих бедах окружающих. Если что-то не выходит, значит, виноваты другие люди. Если человек достигает каких-то вершин, то в этом только его заслуга.
- Индивиду присуще мнение о том, что звание «лучший» может носить только он и никто другой.
- Большое желание быть первым во всем, не допускать ошибок.
- Имея высокую самооценку, человек высказывает свою точку зрения даже тогда, когда об этом не просят. Он считает, что окружающие всегда заинтересованы в его мнении по любому вопросу.
- В речи часто употребляется личное местоимение.
- При любых неудачах, промахах наступает чувство раздражительности, растерянности. Человек легко сбивается с курса.
- Повышение самооценки характеризуется пренебрежительным отношением к чужой критике. Иное мнение воспринимается как неуважение, поэтому не стоит обращать на него внимание.
- Неспособность трезво учитывать риски. Самоуверенный человек часто берется за сложные дела, которые таят в себе определенные опасности.
- Боязнь выглядеть неуверенным в себе, слабым, беспомощным.
- Высокий уровень эгоизма.
- Личные интересы, потребности всегда стоят на первом месте.
- Человек часто перебивает собеседника, так как привык больше говорить, нежели слушать.
- При признаках самоуверенности индивид склонен поучать других, даже в мелочах.
- Высокомерный тон.
Причины появления завышенной самооценки
Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Завышение мнения о себе происходит в процессе воспитания родителями, обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школе. Человек с завышенной самооценкой в более зрелом возрасте уже не способен сломать установившиеся в сознании направления общения с окружающими.
Причины завышенной самооценки кроются в следующем:
- Нарциссизм родителей. Проблема начинает зарождаться в период воспитания детей. Ребенок не получает удовлетворения эмоциональных потребностей в должной мере, т.к. родители воспринимают его и относятся к нему как к способу самоутверждения. Завышенное самомнение компенсирует нехватку этих положительных переживаний.
- Причиной завышения самооценки может стать то, что индивид — первый или единственный ребенок в семье. Особенно данная проблема проявляется в семьях, которые долго не могли завести ребенка.
- Проблемой может стать избалованность в детстве. Это происходит в тех случаях, когда родители неверно выстроили взаимоотношения «ребенок-взрослый»: уделяли ему чрезмерное внимание, ставили его интересы на первое место, ни в чем не ограничивали малыша, удовлетворяли все прихоти по первому требованию, несмотря ни на что.
- Внешность. В некоторых случаях человеку свойственно считать себя лучше других из-за собственной привлекательности. Яркая внешность воспринимается человеком как некое преимущество перед окружающими. Чаще всего такая манера поведения присуща женщинам, нежели мужчинам.
- Завышенную самооценку могут сформировать преподаватели, учителя. Некоторые педагоги выделяют учеников на основе личных симпатий, высокого материального, социального положения родителей школьника.
- Отсутствие испытаний собственных способностей. Например, ребенок может хорошо справляться с нагрузкой в обычной школе, но учеба в более престижном заведении потребовала бы от него больше усилий. Если индивид так и не встречает на своем пути серьезных испытаний, он может начать приписывать себе наличие выдающихся способностей.
- Наличие редкого природного таланта. О таких людях часто говорят, что они уникальны, поэтому у человека складывается высокое мнение о себе.
- Финансовая обеспеченность. Когда индивид ни в чем не нуждается, его самооценка становится чрезмерно завышенной.
Личности, у которых имеется повышенная уверенность в себе, нередко вступают в конфликт с людьми, чей уровень самооценки намного ниже их.
Причину высокого уровня самомнения в каждом конкретном случае можно определить с помощью методов психодиагностики.
Высокий уровень самооценки у мужчин
Завышенная самооценка у мужчин встречается часто и является проблемой как для самой личности, так и для окружающих. Такой человек привык завышать свои достоинства.
Высокая самооценка определяется по следующим признакам:
- Высокое ощущение собственной значимости.
- Мужчина совершенно не обращает внимания на критику, даже аргументированную. Мужчине не приходит в голову, что он может в чем-то не разбираться. Он полностью уверен в том, что знает все лучше всех.
- Человек может позволить себе насмехаться над теми, кто, по его мнению, не заслуживает уважения.
- Потребность в постоянном восхищении своей персоной. Если этого не происходит, мужчина впадает в уныние.
- Стремление быть самым лучшим везде и во всем.
- Уверенность в собственной уникальности и неповторимости.
- Высокий уровень самооценки не дает почувствовать, что такое сострадание. Если это все уже удается сделать, то такое чувство носит кратковременный характер.
- Убежденность в том, что все окружающие ему завидуют.
- Демонстрация выдуманных достижений, для того чтобы повысить самооценку.
- Высокомерное поведение, тщеславие, ярко выраженный эгоизм.
- Меркантильные интересы. Завышенные материальные запросы, желания.
- Раздражительность, злоба, если кто-то окажется лучше, чем он.
- Маскировка своих негативных черт, сторон.
- Приказной тон общения. Такие люди часто указывают другим, как и что им делать.
- Неумение воспринимать отказы, неудачи. Если ситуация приняла неприятные и непредвиденные обороты, мужчина не знает, что делать. Он становится растерянным и впадает в депрессию.
- Чрезмерная обидчивость. Мужчина легко обижается, если не получает должного восхищения своими «заслугами».
- Склонность к ругани, скандалам. Такие мужчины очень любят мстить, если кто-то перешел им дорогу.
- Чрезмерное самолюбование. Самоуверенные мужчины считают, что они самые привлекательные, и это дает им право пренебрежительно относиться к окружающим людям.
- Потребность в полном контроле. Такие мужчины испытывают большую потребность во власти. Им нравится чувствовать себя независимыми. Так они проявляют свою мужскую сущность. В противном случае ощущают себя уязвленными, неполноценными.
- Идеализация себя, своей жизни.
Завышенная самооценка у мужчин порождает такую проблему, как постоянное стремление к успеху и всеобщей любви любой ценой. После того как такой мужчина добивается определенного материального положения и занимает высокое место в обществе, он считает свои амбиции удовлетворенными.
Как привести самооценку в норму: практические рекомендации
Высокая самооценка — это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.
Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:
- на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
- каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
- затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
- далее полученные результаты сравниваются и анализируются.
Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.
Правила для формирования адекватной самооценки
Существует несколько правил для формирования хорошей самооценки:
- Значимую роль на пути преображения играет осознание. Важно трезво оценить свои внешние и внутренние данные. Для этого рекомендуется чаще смотреть на себя со стороны. Нужно внимательно проанализировать свои слабые и сильные стороны.
- Следует научиться уважать мнение окружающих, ценить их достоинства. Многие из них могут быть отличными специалистами в своей области.
- Рекомендуется научиться воспринимать конструктивную критику. Обида — самая неправильная реакция в подобной ситуации.
- При выполнении заданий нужно ставить высокие цели, но ни в коем случае не расстраиваться, не паниковать, если что-то пошло не так.
- Важно помнить, что у всех есть недостатки.
- Самокритика — хорошее лекарство от неверных самооценок. Она полезна для работы над собой и достижения новых результатов.
- Рекомендуется стать реалистом. Здесь важно понимание того, что человек не может быть идеален всегда и во всем.
- В своей деятельности следует учитывать не только собственное удовлетворение от проделанной работы, но и мнение окружающих.
- Важно позволить себе допускать ошибки. Неправильные решения — не катастрофа, а лишь урок на будущее. Следует помнить также о личной ответственности за все последствия.
- Не рекомендуется сравнивать себя с окружающими, рассуждать, хороший или плохой человек работает рядом с вами.
Завышенная самооценка делает человека заносчивым, уверенным в том, что окружающие люди что-то ему должны. Индивид делает неадекватные выводы о себе, завышая собственную значимость. Любые отклонения от адекватной самооценки — проблема для человека. Всегда важно трезво оценивать себя, свой потенциал.
Самооценка и здоровье
Люди с заниженным уровнем страдают от недостатка положительных эмоций, поэтому энергии и сил у них меньше. Такой человек часто сдерживает свою активность, поэтому энергия не выходит наружу.
Из-за постоянных стрессов индивид теряют аппетит или заедают проблемы, что сказывается на весе. Этими людьми часто манипулируют, на фоне чего у них развивается депрессивное состояние.
Избегание ответственности ведет к ограничениям физической активности, что негативно сказывается на состоянии легких, суставов.
Завышенная самооценка тоже негативно сказывается на здоровье, так как в случае неудачи у индивида часто развивается депрессия, что ведет за собой другие проблемы.
Важно иметь адекватную самооценку. Любое отклонение от нормы негативно сказывается не только на отношениях с окружающими и самореализации, но и на здоровье.
- https://mensby.com/career/psychology/formirovanie-adekvatnoj-samoocenki
- https://psihomed.com/formirovanie-samootsenki/
- https://womanadvice.ru/adekvatnaya-samoocenka
- https://familystr.com/podrostki/kljuchi-dlya-formirovaniya-adekvatnoj-samoocenki-podrostka/
- https://marinasmolenskaya.ru/staty/kak-sformirovat-u-sebya-adekvatnuyu-samoocenku.html
- https://its-kids.ru/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samootsenku-u-rebenka.html
- https://donpi.ru/psihologiya/zavyshennaya-samootsenka-prichiny-i-rekomendatsii.html