- Самоанализ
- Не так страшен черт, как его малюют.
- Алгоритм действий учителя
- Как написать самоанализ урока
- Основная часть
- Завершение самоанализа урока
- Как написать самоанализ педагогической деятельности
- План самоанализа урока
- Характеристика плана урока
- Что такое рефлексия?
- Как проявляется рефлексия?
- Для чего нужна рефлексия?
- Профессор
- Определение
- Применение самоанализа
- Задачи
- Цели
Самоанализ
Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio – обращение назад, отражение) – самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями – понятие С. в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.
С. является неотъемлемой частью любой психотерапии. Уже во время первых бесед психотерапевт знакомится с С. пациента, так как его обращению к врачу, как правило, предшествуют попытки анализа собственного психического состояния. На первых занятиях врач не только знакомится с больным, но и составляет первичное представление о причинах его заболевания. По словам В. Н. Мясищева (1958), сделать это иногда весьма затруднительно, и в таких случаях особенно важно, чтобы пациент играл активную роль, а врач при выявлении причин болезни в значительной мере опирался на его С. В большинстве случаев в рассуждениях и оценках больного таятся заблуждения и ошибки, ведущие его в тупик, самостоятельно выбраться из которых он не в состоянии. Перед психотерапевтом стоит задача направить С. пациента по психотерапевтически продуктивному пути.
Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные изменения в психике больного гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических воздействий и стабильность их результатов. Больной как объект такого воздействия, являясь одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей целостности. В процессе психотерапии С. пациента обычно соответствует концепции, которой придерживается психотерапевт.
Удельный вес С. в процессе психотерапии неодинаков в различных ее методах. В суггестивной психотерапии С. играет второстепенную роль. Но и здесь он является необходимым звеном при знакомстве с пациентом, при подготовке больного к применяемым методикам, в беседах между сеансами внушения, в оценке результатов внушения (Лебединский М. С., 1959). Существенно более важное место С. занимает не в симптомо-ориентированной, а в направленной на значительные изменения личности психотерапии, где активность пациента приобретает особое значение. В зависимости от базовой теоретической ориентации и применяемого метода психотерапевт фокусирует С. пациента на тех сторонах его психики, которые рассматриваются в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения.
В методах поведенческой психотерапии, основное внимание которой сосредоточивается на обучении пациента новым, более адекватным нормам поведения, предметом С. больного являются его связи с социальной средой преимущественно на уровне поведения.
В рациональной психотерапии, сущностью которой является логическое переубеждение пациента, обучение его правильному мышлению (поскольку, согласно Дюбуа (Dubois P.), психогения – это следствие ошибочных суждений, обусловленных недостатком верной информации), предметом анализа становятся логические построения, конструкции, поиск логических ошибок.
В психоанализе, способствующем переходу бессознательных, вытесненных из сознания, представлений в сознание, психотерапевт направляет внимание больного не на реальность, не на актуальную ситуацию, а на переживания раннего детства, на сексуальные влечения. Вытесненные из сознания и проявляющиеся в свободных ассоциациях пациента, в сновидениях, описках, оговорках, они становятся предметом работы психоаналитика. Подразумевается, что пациент по-новому оценит события своей жизни, осознает роль давно пережитого и вытесненного, что и приведет к выздоровлению.
Целью клиент-центрированной психотерапии, недирективной по своему характеру, является увеличение конгруэнтности пациента, открытости опыту, повышение уровня реалистичности и объективности восприятия себя и окружающих. Психотерапевт лишь создает доброжелательную обстановку, пациент же сам формулирует свои проблемы и ищет выход из неблагоприятных ситуаций. С. здесь направлен на чувства, выражение которых в процессе психотерапии становится все более свободным, на распознавание и дифференцирование своих чувств и восприятий, включающих собственное “Я”, окружающих лиц и взаимоотношения между ними.
В патогенетической психотерапии Мясищева и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, целью которых является осознание пациентом противоречивых потребностей и мотивов, нарушенных отношений, приведших к невротическому срыву, и в итоге – регуляция потребностей, формирование сознательного отношения и разрешение психотравмирующей ситуации, задача психотерапевта состоит в том, чтобы направить С. пациента не только на его субъективные переживания и оценки, но также и на внешние условия его социальной среды, ее особенности, взаимоотношения с окружающими его людьми.
Первостепенную роль С. также играет в разговорной психотерапии, направленной на понимание и самостоятельное изменение пациентом тех сторон своей личности, которые препятствуют самоактуализации. Характерное понятие в системе разговорной психотерапии – самоэксплорация (Helm J., 1978), т. е. мера, в какой больной включает в беседу свое собственное поведение и свои личностные эмоциональные переживания, анализирует их и делает на этой основе выводы для себя. Основная задача психотерапевта здесь заключается в вербализации, отражении переживаний и чувств пациента, которая не должна выходить за рамки их осознания, что способствует активной роли больного в психотерапевтическом процессе.
В гештальт-терапии, целью которой является увеличение личностного потенциала, мобилизация собственных ресурсов пациента, на первый план выступает переживание контакта с самим собой, повышение степени осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также осмысление их значения и функции в настоящем. Задача психотерапевта состоит в создании ситуаций для проведения пациентом поиска и эксперимента, в котором он сам проверяет, что может быть для него ценным и подходящим, а что вредит. Анализ переживаний основан на принципе “здесь и теперь” – больного просят анализировать, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту, делая акцент на осмыслении того, “что и как” происходит.
В трансактном анализе, направленном на помощь больному в удовлетворении потребности в оптимальном контакте, психотерапевт знакомит пациента с основными понятиями трансактного анализа (3 состояния “Я”: Родитель, Ребенок, Взрослый), объясняет механизмы поведения и его расстройств. В процессе психотерапии больной обучается самостоятельно анализировать ситуации с позиций Взрослого, т. е. проверять и оспаривать иррациональные и чрезмерные требования Ребенка и Родителя, предвидеть последствия ошибочных шагов, а также рационально решать проблемы, с которыми сталкивается в жизни.
В групповой психотерапии С. пациентов имеет сложный характер. Содержанием его становятся не только собственные переживания и поступки каждого участника группы, но также и его взаимоотношения с другими членами коллектива и главным образом то, каким, как ему кажется, его видят эти другие. Таким образом, С. в групповом процессе – своеобразное двойное зеркальное отражение индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективный внутренний мир партнера по общению, который, в свою очередь, отражает внутренний мир самого рефлексирующего.
По ходу С. пациент сталкивается со значительными трудностями, но они имеют и свое позитивное значение. Прибегнуть к С. как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии – это путь далеко не легкий. От индивида он требует большой решимости и самодисциплины. В этом отношении С. не отличается от других житейских ситуаций, которые способствуют личностному росту.
В психотерапевтическом процессе, в котором участвуют, как минимум, двое – пациент и психотерапевт, С. происходит у каждого из его участников. Психотерапевт, вырабатывая ту или иную психотерапевтическую стратегию и тактику, опирается на анализ собственных чувств, суждений относительно своего пациента. В некоторых психотерапевтических направлениях С. психотерапевта играет существенную роль. Так, например, в психотерапии психоаналитического направления анализ контрпереноса является важнейшим элементом работы психотерапевта.
Не так страшен черт, как его малюют.
Каждый из нас не понаслышке знает, каково находиться в тисках бумажного кошмара. Года не проходит, чтобы школа не работала под новым лозунгом! Инновационные технологии и проектная деятельность, положительная динамика достижений и обучение компетенциям, обязательный мониторинг и системно-деятельностный подход… Требования к учителю сыплются, как из рога изобилия! Ещё бы! По части имитации деятельности чиновникам от образования просто нет равных! А пресловутый ФГОС! Не успели школы «прогнуться» под подушевое финансирование, как очередная напасть – новый стандарт!
При этом, какие бы реформы ни терзали школу, одно в них не меняется точно – требование усилить ответственность простого педагога. И вот мы, бедные Марьиванны, после почти шахтерского труда на уроках, вынуждены писать сотни бумаг, доказывающих нашу «продвинутость» по всем статьям. А иначе ведь и зарплаты лишиться можно, даже если ты семи пядей во лбу и трудоголик в одном лице, даже если днюешь и ночуешь в школе! Рабочие программы, планы воспитательной работы, информационные карты урока… Мне кажется, бумаготворчество брежневской эпохи девственно невинно по сравнению с формализмом нашего времени. Причем электронные документы не освободили учителя, а лишь удвоили его нагрузку. Вершиной же этого бумажного кошмара стала аттестация. Мы ждем её с замиранием сердца: а вдруг категорию не подтвердим? Ждем с досадой: опять работать не дают, детей учить некогда! Негодуем: аттестация по сути своей очень напоминает унизительную процедуру, где инвалид на протезах должен периодически доказывать медицинской комиссии, что ноги у него за ближайшие годы не отросли. А ведь как бы было хорошо посвятить свободную минутку своему хобби, семье или начать изучать какой-либо иностранный язык, например, вот здесь предлагают освоить чешский…
Ну нет, каждые пять лет мы вынуждены писать самоанализ своей деятельности, для чего нам приходится садиться за педагогическую литературу и осваивать её жуткий «птичий» язык и новые термины. Причем, поскольку модернизация у нас перманентная, этот нечеловеческий язык меняется гораздо быстрее, чем мы аттестуемся. Учитываем, что воевать с системой, как с ветряными мельницами биться, – дело благородное, но уж очень неблагодарное. Поэтому от аттестации избавиться невозможно, и самоанализ писать придётся. Поэтому возникает вопрос: как сделать это безболезненно и продуктивно?
Алгоритм действий учителя
Первое. Прежде чем сесть за работу, необходимо найти критерии, по которым её будет оценивать аттестационная комиссия. Документ, в котором эти критерии указаны, у каждого региона свой (хотя, конечно, в целом, они очень похожи). Обратитесь за помощью к тому человеку в школе, кто отвечает за аттестацию. Когда Вы будете знать требования, которые предъявляются учителю, будет значительно проще доказать, что Вы им соответствуете.
Второе. Необходимо подготовить свои документы. В частности, удостоверения о повышении квалификации, различные сертификаты, дипломы и др. Составьте справки о достижениях своих учеников – по результатам школьной и НЕЗАВИСИМОЙ(!) экспертизы. Сюда же могут прилагаться различные анкеты, письма родителей, общественности, диаграммы.
Третье. Посмотрите, какие новые ветры дуют в образовании. Вот сейчас, например, учитель встает и спать ложится со словом «ФГОС». Значит, нужно понять, чем же новый стандарт отличается от старого? Ваш самоанализ никак не обойдется без слов «инновационные технологии», «системно-деятельностный и компетентностный подходы», «рефлексия», «обучающиеся с ограниченными возможностями», хорошо бы ввернуть про «личностно-ориентированное обучение», «инклюзивное образование», «принцип минимакса».
Четвертое. Возможно, Вы уже писали аттестационную работу – тогда достаньте её с полки. Если Вы настоящий учитель, то, уверяю, Ваша технология уже была «деятельностной». И, стряхнув пыль и чуть переработав написанное, Вы получите основу для будущего самоанализа.
Как написать самоанализ урока
В самом начале такого самоанализа нужно обязательно указать, почему вы выбрали определенную структуру занятия, какие цели преследовали. Иными словами, здесь речь идет о плане построения урока и о тех целях, которых этот план был призван добиться. Далее нужно определить место данного урока в общей схеме занятий — как в данной теме, так и в году (или в курсе) в целом. Напишите о связях этой темы с предыдущими или последующими, расскажите о специфике урока. Также полезно несколько слов сказать о том, насколько урок или внеклассное занятие отвечает предъявляемым образовательным стандартам и программным требованиям.
Основная часть
Теперь открываем, так сказать, среднюю часть работы. Здесь нужно перейти к описанию формы конкретного урока (например, контрольная или самостоятельная работа, или лабораторная работа, либо обычный урок с объяснением темы и проверкой домашнего задания и т.п.). Также укажите, по какой причине вы выбрали именно эту форму урока. После этого можно переходить к описанию целей занятия. В этом пункте нужно указать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставились вами при подготовке и ведении урока. Можно здесь же упомянуть о характере взаимодействия с учащимися, темпе урока и обосновать, почему вы выбрали ту или иную манеру ведения урока.
Далее расскажите о том, каким образом учащиеся могут применить полученные знания на практике, ведь хороший урок обязательно должен иметь практическое применение, поскольку именно в этом и должна заключаться суть всей школьной программы. Затем нужно рассказать о форме контроля за усвоением материала учащимися и отметить, вносили ли вы изменения в первоначальный план урока и, если да, то почему.
Завершение самоанализа урока
И в конце самоанализа нужно обязательно коснуться темы решения задач, поставленных на уроке, а именно: удалось ли вам добиться желаемых результатов обучения, сохранить или повысить мотивацию учащихся к дальнейшей учебе и т.д. Разумеется, все выводы нужно обосновать. Что касается последнего пункта, то здесь можно отметить те достоинства и недостатки, которые вы заметили по ведению урока. Лучше всего, если вы при этом сумеете четко обосновать причины, почему не удалось добиться того-то и того-то — это практически гарантирует вам, что подобные ошибки в будущем не повторятся.
В заключение отметим, что многие учителя рассматривают самоанализ, как нудную и обязательную процедуру, в то время, как истинной его задачей является выявление недостатков проведенной работы с целью устранения их в будущем. Это ни в коем случае не нравоучение, а лишь результат моей собственной педагогической деятельности, так сказать — личный опыт.
Как написать самоанализ педагогической деятельности
Данный вид самоанализа, конечно, более общий, однако, без конкретных примеров из вашей педагогической деятельности в нем также не обойтись. В самом начале работы отметьте основополагающие принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе. Это могут быть педагогические принципы, личный опыт, что угодно — главное на этом этапе заинтересовать рецензента, чтобы он смотрел на вас как на личность интересную и неординарную.
В качестве примера приведу вам те основные принципы, которыми руководствуюсь я сам: сотрудничество и свобода личности. Считаю, что хороший преподаватель должен не заставлять, а заинтересовывать. У вас может быть свой взгляд на это, расскажите о нем рецензенту. Теперь нужно формально описать о своем образовании, стаже, месте работы, нагрузке (включая дополнительную).
План самоанализа урока
Самоанализ урока необходимо делать в соответствии со строго определенным планом. Этот факт как упрощает, так и одновременно усложняет задачу любого педагога. Умение грамотно составить самоанализ урока строится на базе системы пунктов, позволяющих наиболее глубоко изучить проведенный урок и провести анализ каждого этапа с учетом всех существующих требований ФГОС.
Рисунок 2. План самоанализа урока
Теперь необходимо рассмотреть каждый пункт плана самоанализа урока отдельно. Начнем с первого пункта, а именно с характеристики класса.
Рисунок 3. Составляющие характеристики класса.
Затем изучим место урока в изучаемой теме. Данный пункт плана требует досконального изучения связей анализируемого урока с предыдущими и прогноз взаимосвязи с последующими занятиями по определенной теме в рамках учебного плана. В рамках данного аспекта необходимо выделить классификацию уроков по ФГОС.
№ |
Тип урока по ФГОС |
Структура урока |
---|---|---|
1 |
Урок усвоение новых знаний |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
2 |
Урок комплексного применения знаний и умений |
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия |
3 |
Урок повторения |
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний по одному из направлений: с целью подготовки к контрольному уроку либо с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
|
4 |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5 |
Урок контроля знаний и умений |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. 4) Рефлексия. |
6 |
Урок коррекции знаний, умений и навыков |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия. |
7 |
Комбинированный урок |
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Рефлексия. |
Следующим пунктом плана самоанализа урока является характеристика цели урока. В процессе составления плана урока учитель в обязательном порядке формулирует цель урока. В современной педагогической науке цели урока бывают трех видов: образовательные, воспитательные, развивающие.
I. Образовательные цели.
Образовательная цель урока предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
- Формулировка в процессе урока нового понятия и его трактовки.
- В процессе урока обеспечить учащимся доступное усвоение той или иной информации по теме.
- В течении урока обучить учащихся новому способу действий.
- Устранить пробелы в знаниях по теме.
- Обобщить и систематизировать знания по той или иной теме.
- Отработать навыки.
- Закрепить способы действий.
- Сформировать у учащихся представления об определенных понятиях или явлениях в рамках темы урока.
- Обучить выполнению задания по образцу.
- Научить делать выводы по теме.
- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений.
- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
- Научить самостоятельно делать выводы.
II. Воспитательные цели.
Воспитательная цель урока – это цель, направленная на формирование у обучающихся определенных свойств личности, черт характера.
- Формирование интереса к будущему страны.
- Формирование чувства гордости за Родину.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Формирование ответственности.
- Развитие требовательности к себе и другим.
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
- Воспитание стремления трудиться.
III. Развивающие цели.
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств, таких как: внимание, сенсорно-перцептивные свойства, мнемические и мыслительные свойства, психомоторные свойства, профессиональные задатки и способности.
- Развитие аналитического мышления.
- Развитие познавательных умений.
- Развитие умений учебного труда.
Характеристика плана урока
Затем приступаем к характеристике плана урока. Она включает в себя изучение содержательной стороны учебного материала и его соответствия требованиям к преподаванию предмета и возрасту обучающихся. Затем рассматриваются использованные методы и приемы обучения. Особое внимание уделяется формам организации познавательной деятельности и их актуальности.
На следующем этапе самоанализа урока проводится сравнение реального построения урока и структуры урока зафиксированной в план-конспекте.
Немаловажен и структурный аспект самоанализа урока. В рамках данного пункта плана самоанализа урока проводится пошаговый анализ каждого элемента урока, выявляется его вклад в достижение результата. Также учитель формулирует обоснованные доказательства оптимальности выбора каждого элемента урока.
Функциональный аспект самоанализа урока заключается в изучении уровня соответствия структуры урока и поставленным целям. Также изучается степень соответствия ключевых элементов проведенного урока и возможностям класса. Не упускается из виду и то, какой стиль отношений учителя и учащихся выбран для каждого конкретного занятия.
В заключении самоанализа урока проводится обоснованная оценка конечного результата урока по следующим направлениям:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы.
В завершении процесса самоанализа урока учитель должен предложить актуальные пути совершенствования урока по определенному предмету. В педагогической науке существует система направлений совершенствования урока представленная на рисунке ниже.
Рисунок 4. Варианты рекомендаций по итогам самоанализа урока.
Важно понимать, что самоанализ урока – это уверенный шаг, не только к подготовке следующего урока, но и шаг к следующей ступени профессионального роста педагога. Полноценный и глубокий самоанализ урока получается далеко не сразу. Самоанализу урока необходимо учиться на примерах и собственном опыте.
Что такое рефлексия?
В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.
Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.
Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.
Как проявляется рефлексия?
Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.
Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:
- избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
- формирование логичного мышления;
- улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
- понимание собственных преимуществ и недостатков;
- развитие самокритичности;
- формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
- обучение планированию;
- поиск решения сложных задач;
- нахождение скрытых талантов и способностей.
Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.
Для чего нужна рефлексия?
Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.
Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.
В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.
Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.
Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.
Профессор
Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле. Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно.
Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.
У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.
Определение
Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.
Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.
Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ
Применение самоанализа
Самоанализ – это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.
Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.
Задачи
Перед каждым человеком, решившимся посетить занятия самоанализа, стоит ряд определенных задач:
- Выражать себя как можно полнее и искреннее.
- Попытаться понять бессознательные движущие силы и то, как они влияют на жизнь.
- Научиться менять установки, что нарушают отношения с собой и окружающим миром.
Очень часто человек сталкивается с ситуациями, которые вынуждают его делать то, чего он в конкретный момент не хочет. Например, нередко можно столкнуться с эпизодом, когда человек поддался уговорам друзей и идет с ними в кино, хотя на самом деле он в этот конкретный момент хочет почитать книгу. Одно дело, если он пообещал пойти в кино – свои обещания нужно выполнять, об этом говорят даже гуру психиатрии. И совсем другое, когда человек идет на поводу желаний других людей. В этом случае он отказывается от себя, своих чувств и желаний, что в конечном итоге может превратиться в очередное психосоматическое расстройство.
Цели
Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки. В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу.
Главная цель самоанализа – раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.
В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.
- https://vocabulary.ru/termin/samoanaliz.html
- http://www.metodichka.org/news/ne_tak_strashen_chert_kak_ego_maljujut/2016-03-25-455
- https://elhow.ru/rabota/dokumentacija/harakteristiki/kak-napisat-samoanaliz
- http://odiplom.ru/lab/kak-sdelat-samoanaliz-uroka.html
- https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/refleksiya-v-psixologii-chto-eto.html
- https://www.syl.ru/article/370076/samoanaliz—eto-chto-takoe