Очень гибкие люди, которые вызывают восторг и уважение

Определения

Когнитивная гибкость может рассматриваться с разных точек зрения. В исследованиях когнитивную гибкость можно обобщённо определить как перемену в мышлении, независимо от того, вызвана ли она специальным изменением правил или необходимостью в пересмотре прежних установок и мыслей в условиях новой ситуации. Более того, когнитивная гибкость предполагает одновременное обдумывание множества сторон явления, будь то два параметра некоего объекта или большое количество аспектов сложной ситуации. В той или иной мере синонимичными терминами являются: познавательная гибкость, умственная гибкость, смена психологической установки, когнитивное переключение, переключение задач, переключение внимания.

Чаще всего когнитивная гибкость описывает умственную способность адаптировать мышление или внимание в ответ на изменение целей и/или внешние стимулы. В особенности, исследователи описывают это понятие как способность переключать или изменять ход мыслей и внимание между различными задачами или операциями — обычно, в ответ на изменение правил или требований эксперимента. Например, в задаче сортировки карточек дети считаются обладающими когнитивной гибкостью, если они способны успешно поменять принцип сортировки (по цвету фигур на карточке, по форме фигур, по количеству фигур и т. п.).

В более широком смысле когнитивная гибкость описывается как способность человека адаптировать мышление при переходе от старой ситуации к новой, а также способность преодолевать привычные реакции и мысли в новых условиях. Таким образом, если определённый человек может преодолеть приобретённые прежде привычки или суждения (если того требует новая ситуация), то он считается обладающим когнитивной гибкостью. Наконец, к когнитивной гибкости относится способность совместно и одновременно рассматривать два аспекта предмета, идеи или ситуации. Например, согласно этому определению, дети считаются когнитивно-гибкими, если в задаче сортировки карточек они способны выбрать категорию и по цвету, и по форме (учесть два параметра одновременно). Аналогично этому, когнитивно-гибким человеком можно назвать того, кто обладает осведомлённостью и одновременным пониманием всех возможных опций и альтернатив в любой заданной ситуации.

Метрики и оценки

Для определения уровня когнитивной гибкости для различных возрастов существует множество оценок. Ниже приведено описание часто используемых тестов для оценки когнитивной гибкости в порядке повышения подходящего по развитию возраста.

Способствующие факторы

Независимо от специфики определения, исследователи сходятся во мнении, что когнитивная гибкость — это компонент исполнительных функций, высокоуровневой когнитивной системы, способной в том числе управлять ходом мыслей человека. Исполнительные функции также включают в себя другие аспекты когнитивной способности: торможение, память, эмоциональную стабильность, планирование и организацию. Когнитивная гибкость в высокой мере связана с некоторыми из этих способностей, включая торможение, планирование и рабочую память. Таким образом, если человек способен подавить (затормозить) малозначимые параметры стимула, чтобы сфокусироваться на более важных параметрах (например, не обращать внимание на цвет объекта, а сконцентрироваться на его форме), то такой человек считается более когнитивно-гибким. В этом смысле он лучше проявляет себя в планировании, организации и применении отдельных стратегий памяти.

Исследователи утверждают, что когнитивная гибкость также является компонентом множественной классификации, что изначально было описано Жаном Пиаже. В задачах на множественную классификацию участники (в основном, дети, которые развивают или уже развили это умение) должны классифицировать объект по нескольким параметрам сразу — то есть показывая гибкость мышления. Чтобы быть когнитивно-гибкими, они должны преодолеть центрирование — склонность детей фокусироваться только на одном аспекте ситуации или объекта. Например, маленькие дети иногда могут обращать внимание лишь на один параметр объекта (цвет), и не способны учесть сразу два (цвет и форму). Таким образом, исследования предполагают, что если мышление человека центрировано, то он будет менее когнитивно-гибким.

Исследования также подсказывают, что когнитивная гибкость связана с другими когнитивными способностями, такими как подвижный интеллект, беглость чтения и понимание прочитанного. Подвижный интеллект, описываемый как способность решать задачи в новых условиях, включает способность подвижно мыслить; в свою очередь, человек с этой способностью с большей вероятностью становится когнитивно-гибким. Более того, то люди, обладающие когнитивной гибкостью, показали способность переключаться между и/или одновременно думать о звуке и смысле, что повышало беглость их чтения и усвоение прочитанного. Показано также, что когнитивная гибкость свазана со способностью человека справляться с трудностями в различных ситуациях. Например, когда человек способен быстро менять ход своих мыслей от ситуации к ситуации, он меньше фокусируется на стрессогенных факторах внутри этих ситуаций.

Научные работы в этом направлении, в основном, посвящены изучению развития когнитивной гибкости у детей 3—5 лет. Однако было показано, что когнитивная гибкость является более широким понятием, и исследования могут касаться людей всех возрастов в различных ситуациях. Таким образом, исследования на основе различных по сложности задач дают основания полагать, что имеется некий континуум развития, который охватывает период с младенчества до взрослой жизни.

Задача «A-не-B»

В задаче «A-не-B» ребёнку показывают, что некий предмет (игрушка) спрятан в месте A (например, под коробкой) недалеко от ребёнка, после чего просят найти этот предмет — что ребёнок с лёгкостью делает. Так повторяется несколько раз, после чего предмет кладут не в место A, а в место B, которое также находится в пределах досягаемости ребёнка. Как правило, дети до 1 года продолжают искать предмет в месте A. Дети старше 1 года способны умственно переключиться на то, что предмет спрятан в месте B. Исследователи согласны, что данный тест позволяет эффективно определять степень когнитивной гибкости в младенческом возрасте.

Зачем нужна гибкость мышления

Собственно говоря, вышеизложенное определение гибкости мышления, логически подсказывает нам ответ на вопрос о том, зачем нам нужна эта гибкость. Тем не менее, для понимания всей важности этого навыка, следует подойти к этому вопросу отдельно. В конце концов, обучение умению мыслить гибко простым для вас, друзья, не будет, так вы должны понимать, ради каких выгод вам следует в этом деле напрягаться. Как я уже много раз убеждался в своей жизни, в том числе и на своем собственном опыте, наш организм способен творить чудеса тогда, когда у нас возникает острая необходимость в проявлении тех или иных своих возможностей. Человек может вцепившись в перила моста провисеть несколько часов, не разжимая рук, пока не приедут спасатели и не помогут ему. Ведь для него в этот момент речь идет о жизни и смерти, и если у человека есть потребность в том, чтобы выжить – он сделает все от него зависящее, чтобы остаться в живых, в любой ситуации. И наоборот, человек может не более пяти минут провисеть на турнике, после чего он расцепит руки и сорвется, так как необходимости висеть дольше у него нет, ведь речь не идет о жизни и смерти, поэтому и возможности у него ограничены, так как их резервы без особой необходимости не задействуются. Это я вам говорю к тому, чтобы вы понимали, что выгодность того или иного своего навыка, тех или иных своих способностей и возможностей, мы лучше всего понимаем только тогда, когда от них начинает зависеть наша жизнь.

Вот именно так у нас обстоят дела с гибкостью мышления. Чтобы мыслить гибко, нужно в этом нуждаться, нужно пробудить в себе потребность в таком мышлении, а не просто узнать о том, как именно это делать и попытаться в себе этот навык развить. Так что какие тут могут быть вопросы. Для чего вам мыслить гибко? Для того, чтобы иметь больше шансов на выживание, чтобы иметь больше шансов получить желаемое, чтобы добиваться большего и лучшего в этом мире. Вот для чего. Гибкое мышление – это не роскошь, это потребность, которую необходимо удовлетворить каждому небезразличному к себе человеку. От этого будет зависеть его жизнь. Я изучил много источников по данному вопросу, но в большинстве из них, к сожалению, мало сказано о том, как пробудить в человеке необходимость мыслить гибко и вообще мыслить, как сделать так, чтобы у него появилась острая потребность в таком мышлении, благодаря которой он сможет задействовать все ресурсы своего организма, для активации и последующего развития такого мышления. Хотеть учиться и учиться – это одно, а испытывать острую потребность в том, чему учишься, совершенно другое. Человек может научиться в теории чему угодно, и при этом ни разу не применить на практике полученные знания и обретенные умения, ибо у него не будет в этом необходимости, по крайней мере с его точки зрения. Следовательно, эту потребность необходимо создать. Как это сделать? С помощью правильного стимула или мотивации. Вы чего сейчас больше всего хотите – избавиться от страха и боли или получить удовольствие и добиться успеха? А может, и то и другое? Чего бы вы не хотели, в чем бы вы не нуждались – гибкость мышления поможет вам к этому прийти.

Что такое гибкость мышления

Что такое гибкость мышления

Нейробиологи доказали, что за деятельность передней коры головного мозга отвечает поясная кора. Сбои в работе поясной коры (из-за травм, болезней) приводят к тому, что человек становится неуверен в собственных силах и пессимистичен.

Гибкость мышления (или когнитивная гибкость, как ее называют специалисты) — возможность человеческого мозга «переключаться» между мыслями и задачами, находить нестандартные варианты решения задач и способы реализации идей. Это свойство и позволяет успешно решать проблемы и адаптироваться.

что такое гибкость мышления

Пример: имеется 50 фишек трех цветов с изображением четырех животных (заяц, лиса, волк, медведь), в двух размерах. Отсортируйте их. Кто-то это сделает по размеру, другие по цвету или животным. А может, и скомбинируете по-своему, например, формируя пищевую цепочку. Все это демонстрация гибкости мышления, и практически всегда дети предложат большее число вариаций.

Несмотря на то, что на старте условия примерно равны, в конечном итоге, мы совершенно по-разному реагируем на смену тех самых обстоятельств: кому-то достаточно одного дня для адаптации, другим — и года будет мало. В чем секрет? В пластичности нашего ума, а точнее в той стадии развития, на которой находится мозг в момент этих потрясений. Ведь с рождения мы ежедневно совершенствуем этот навык.

Другими словами, когда человек рождается, каждая его клеточка готова подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и учиться. Ведь всё, абсолютно всё – новое. Мозг активно работает, усваивая информацию. Такое свойство может сохраняться до дошкольного возраста, потом — идет на спад: нам кажется, что знаем не так уж и мало. Дополнительной помехой являются однотипные правила поведения, стандартная программа образования, стереотипы и обилие запретов. Нет, безусловно, каждый из этих пунктов необходим, но здесь, как и с лекарствами, важна дозировка.

гибкое мышление

Если ребенка постоянно одергивать в желании делать что-то по-своему (например, рисовать квадратную елку или использовать для этого нестандартные краски), в конечном итоге, малыш научится «как надо», это будет удобно, но талант, творческий потенциал, лидерские качества останутся на достаточно посредственном уровне.

Ограничения и одергивания превращаются в шоры, которые ограничивают кругозор и веру в себя. Знания, теория, догмы – необходимы, но они должны быть только как база, которую можно корректировать под собственные идеи, и ставить под сомнения.

Наполеона Бонапарта как-то спросили, каким принципам ведения войны он придерживается, и ответил – никаким. Гениальность и талант этого императора кроется в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать максимальную пользу.

Нельзя стать гибким в один момент. Слишком много усилий могут отбросить вас назад. Это подобно физической гибкости: если вы приложите чрезмерное количество усилий, то получите травму.

Не спешите. Начните с новых вещей в свободное время: измените свое окружение, посещайте новые места, попробуйте обедать в другом заведении. Вспомните ощущение, которое возникает, когда вы открываете что-то новое. Не забывайте о нём. Это может помочь вам пережить любую непредвиденную смену событий.

Разминайте свой мозг и включайте воображение

Чаще наблюдайте за другими людьми и читайте художественную литературу. Диалоги, которые вам встретятся, могут дать идею, как вести себя в определенной жизненной ситуации. Вы также можете попробовать свои силы в решении головоломок, интеллектуальных играх и т.п. Не переживайте, если у вас что-то не получается с первого раза. Принимайте свои ошибки как часть процесса обучения.

Пересмотрите свой список дел

Ваш список дел перегружен задачами? Вам удается справиться со всеми делами сразу? Если это так, то, скорее всего, вы оказались в ловушке постоянного “надо”. И в этом случае вам может быть трудно даже приспособиться к внезапным переменам в своем расписании, не говоря уже о каких-то более глобальных событиях, которые могут произойти в вашей жизни.

Как развить гибкость мышления

А вот теперь, будучи подготовленными и мотивированными, мы с вами перейдем к вопросу о том, как развить гибкость мышления. Развитие гибкости мышления непростой процесс, но интересный. Поскольку гибкость мышления является, прежде всего приспособленческим и адаптационным навыком, а в глубине своей – врожденным инстинктом, который мы развиваем по мере обучения жизненно важным навыкам, то совершенно очевидно, что для его активации – необходимо создать условия, в которых мы будем остро нуждаться в таком мышлении. Начинать желательно именно с этого. Теперь давайте подумаем, какие это могут быть условия, ситуации, в которых нам необходимо мыслить достаточно гибко? В первую очередь, это, конечно же, такие ситуации, которые связанны с нашим выживанием, когда речь идет о жизни и смерти, а также такие ситуации, когда мы очень сильно хотим что-то получить, или чего-то достичь. В таких ситуациях наш мозг особенно активен. Разумеется, создавать себе такие ситуации необходимо с умом, особенно если это ситуации, в которых речь идет о жизни и смерти, ибо рисковать свой жизнью для создания потребности в гибком мышлении, нежелательно, это слишком опасно, но приблизить к ним свое сознание можно и нужно. Например, чтобы проявить гибкость мышления для поиска способов заработка денег – будет полезно посидеть голодным пару дней, тогда мозг начнет более активно работать над решением стоящей перед ним задачи, и как показывает жизнь, он может найти очень необычные решения, о которых на сытый желудок человек даже не догадывался.

Проблема, однако, заключается в том, что в таком состоянии, когда речь идет о жизни и смерти, человек часто склонен к принятию не совсем разумных, хоть и эффективных решений. Например, он может решиться на преступление, скажем, на воровство, чтобы добыть денег. Здесь гибкостью особо не пахнет, хоть речь и может идти об очень изощрённом преступлении, для совершения которого нужно будет принять несколько нестандартных решений. Гибкость мышления – помогает выживать, а не подвергает нашу жизнь и наше здоровье опасности. Так что нужно уметь находить золотую середину между здравым смыслом и теми эмоциями, которые сопровождают наше желание удовлетворить свои инстинктивные потребности. Когда жизни человека что-то угрожает, он, безусловно, склонен к гибкости мышления, но при этом его состояние отчаяния, если он в него впадет, может стать причиной потери им контроля над самим собой, в результате чего он может натворить глупостей. Поэтому ставя себя в такое положение, когда надо срочно принимать очень сложное и важное решение, и при этом нестандартное, следует оставаться спокойным и рассудительным, для чего необходимо заранее подготавливать себя к таким ситуациям, с помощью их моделирования.

Я рекомендую вам воспользоваться своим воображением и искусственно погрузить себя в состояние ощущения опасности, когда речь идет о жизни и смерти, и пребывая в таком состоянии – устраивать мозговой штурм стоящей перед вами проблемы. Только это будет штурм, устроенный вами, без помощи других людей. О том, как этот штурм устраивать, будет сказано ниже. Помимо состояния жизни и смерти, пробуждению потребности в гибком мышлении может способствовать и какое-то ваше желание – если оно очень сильное. Однако, как показывает жизнь, далеко не всегда желание человека может быть настолько сильным, чтобы он ради него готов был задействовать все ресурсы своего организма, поэтому я все-таки склоняюсь к необходимости обращения в первую очередь к инстинкту самосохранения, и в частности к страху, для пробуждения необходимости в гибком мышлении. Все-таки, именно инстинкт самосохранения – это основной инстинкт человека. Поэтому, когда мы себя, пусть даже в мыслях, ставим в сложную ситуацию, когда речь идет о жизни и смерти – наши возможности сильно возрастают, что способствует активизации нашего мышления, в том числе и гибкого мышления, гибкость которого определяется тем, как много способов решения возникшей проблемы мы можем найти.

Важно только не вгонять себя в слишком сильный страх, потому что он подавляет творческие способности человека, которые также необходимы для гибкого мышления. Нельзя запугивать себя слишком сильно, иначе можно стать не столько гибким, сколько безвольным и апатичным. Человек всегда должен оставаться в меру агрессивным, чтобы его желания от чего-то уйти и к чему-то прийти гармонировали друг с другом. И страх, и желание – это две стороны одной медали – оба эти стимула побуждают нас к активности, как к умственной, так и к физической. Всегда должна быть золотая середина между страхом и желанием, когда человек сохраняет надежду на лучшее, когда он ищет возможности, зная, что они есть, когда он мыслит гибко, не в ущерб своему Я, и когда он вообще мыслит, а не полностью подчиняет себя воле других людей и обстоятельствам. Я придаю этому очень большое знание, потому что знаю, как сложно заставить человека мыслить – искать варианты, придумывать, подстраиваться, когда есть другие, более простые и очевидные решения, которыми он может воспользоваться. Прямолинейно мыслить легко, а вот изгибаться, искать разные способы выхода из сложной ситуации или искать разные способы добиться своей цели – это сложно. Поэтому без хорошего стимула или мотивации человеку сложно это делать. Вот почему я ссылаюсь на страх, ведь я знаю, что для большинства людей именно он является самым сильным стимулом. Но погружая себя в состояние страха и отчаяния, для активизации своих скрытых возможностей – не теряйте надежду на лучшее и веру в себя. А теперь, давайте поговорим о том, как еще можно развить гибкость своего мышления, и начнем с уже предложенного мною метода – мозговой штурм.

Мозговой штурм

Итак, предположим, перед вами стоит какая-то проблема, задача, и вам необходимо ее решить. Сразу же встает вопрос – сколько способов ее решение существует? Если вы видите только один способ ее решения, то это не серьезно, ибо у каждой проблемы и задачи существует несколько способов решения. И чем больше таких способов вы найдете, тем лучше. Для развития гибкости мышления – всегда, подчеркиваю, всегда – нужно находить несколько вариантов решения стоящей перед вами задачи, проблемы, даже тогда, когда есть одно хорошее, правильное решение и оно вас полностью устраивает. Даже в таком случае необходимо хотя бы подумать о том, какие еще могут быть варианты, позволяющие решить вашу задачу, проблему. Одним словом – вы всегда должны иметь выбор того, как решить ту или иную задачу, как справиться с той или иной проблемой, как поступить в той или иной ситуации, как объяснить то или иное явление. Ищите эти варианты, придумывайте эти варианты, узнавайте об этих вариантах из книг и от других людей, но никогда не миритесь с наличием у вас одного единственного решения, одного единственного ответа, одного единственного объяснения чего-либо. Чтобы сделать мышление гибким – его необходимо расширить, чтобы оно могло вращаться на 360 градусов вокруг той или иной проблемы, той или иной задачи. И мозговой штурм прекрасно позволяет это сделать – с его помощью мы расширяем свое мышление, мы включаем с его помощью в сферу своих понятий новые вещи, о которых обычно не думаем, из-за нежелания думать.

Только говоря о мозговом штурме, я говорю не о том процессе, при котором команда людей генерирует идеи, а о том, когда только вы генерируете и не только генерируете, но еще и ищите новые идеи, варианты, способы решения той или иной задачи. Вы сами штурмуете свою проблему, стараясь смотреть на нее с самых разных точек зрения, а все сторонние информационные ресурсы включая других людей – это ваши помощники. Таким образом, мозговой штурм, в нашем с вами случае – это процесс поиска вами разных способов решения той или иной задачи, это ваш поиск нескольких вариантов действий, которые вы можете произвести в той или иной ситуации. Вы сами себе это предлагаете. Записывайте эти предложения на бумаге, чтобы наглядно видеть, сколько подходов существует к той или иной проблеме, ситуации, явлению. Чем больше вариантов вы будете видеть, тем шире будет ваше мышление, а значит, ему и прогибаться будет куда. Постоянно применяйте подобный подход для решения различных задач в повседневной жизни. Тренируйте таким образом гибкость своего мышления. Не получается что-то сделать одним способом, ищите и попробуете другой, третий, четвертый, пока не найдете правильное решение, или еще можно сказать, работающий вариант. Поэтому не сдавайтесь, проявляйте характер, чтобы ваше мышление стало гибким – оно должно подвергаться давлению, а для этого вам необходимо прилагать умственные усилия при решении разными способами разных задач.

Обязательно возьмите для себя за правило – всегда искать несколько вариантов решения стоящей перед вами задачи, искать несколько решений имеющейся у вас проблемы, иметь несколько мнений о чем-либо или о ком-либо и так далее. Этот принцип противоречит нашему стандартному образованию, ибо нас часто учат тому, что есть только одно правильное решение той или иной задачи – есть только одно правильное мнение и оно не подлежит обсуждению. Такой подход к обучению – вредит творческим способностям человека, вредит его мышлению, не позволяет человеку мыслить гибко, не позволяет действовать нестандартно и что еще более важно – независимо. Поэтому отходите от этой практики – имейте наглость сомневаться в правильности одного единственного ответа, одного единственного мнения, кому бы оно не принадлежало, одного единственного решения той или иной задачи, и предлагайте всегда свои ответы, решения, варианты, свое мнение. Хотя бы самому себе их предлагайте. Как минимум, всегда допускайте возможность наличия других мнений, других ответов, других решений – находите или придумывайте их, чтобы всегда иметь более широкий кругозор и мыслить гибко. Тренировкой гибкости мышления здесь будет процесс поиска чего-то нового, или чего-то дополнительного к тому, что вы уже знаете. Ищите новое во всем, и придумывайте новое, тогда ваше мышление не будет шаблонным и прямолинейным, оно будет гибким и изворотливым.

Настойчивость

Гибкое мышление требует от человека настойчивости и упорства, оно требует от него характера и терпения, о чем я уже упомянул выше, но не упрямства. Упрямство – это когда человек пытается проломить лбом косяк или стену, а настойчивость, упорство, терпение и характер – помогают человеку не сдаваться и искать решение стоящей пред ним задачи разными способами. Почему некоторые люди действуют прямолинейно – прут как танк, вместо того, чтобы действовать тонко, опираясь на гибкое мышление, обходя препятствия, а не упираясь в них? Все дело в том, что прямолинейные, упрямые люди – ленятся думать, им не хочется напрягаться, поэтому они действуют по шаблону, по заранее отработанной и усвоенной методике, даже если ситуация новая и требует иного подхода. Лень – мешает людям мыслить гибко, ведь гибкое мышление – это не статичное явление, как шаблон и стереотип – это процесс, это работа, это поиск, это напряжение, это потребление ресурсов организма. Не настойчивый человек, ищущий простых и легких путей решения тех или иных задач, лишает себя возможности мыслить гибко, по той простой причине, что он вообще мыслить не хочет. Ведь мыслить – это тяжело, это сложно, это очень нелегкая работа, требующая больших энергетических ресурсов, тогда как автоматизм действий, а, следовательно, и их прямолинейность – не требуют от человека большого напряжения, не требуют задействования им больших энергетических ресурсов.

Некоторые люди лучше будут целыми днями спину гнуть, чтобы заработать себе на жизнь, вместо того, чтобы включить мозги что-нибудь придумать, чтобы упростить и улучшить свою жизнь. А уж думать так, чтобы из ушей дым валил, многие люди тем более не хотят. Такова наша природа. Лень часто является нашим самым страшным врагом. А когда перед нами стоит сложная задача – думать нужно именно так – интенсивно, широко, креативно, настойчиво перебирая массу вариантов решения этой задачи. Поэтому мы должны быть настойчивыми, чтобы заставлять себя мыслить гибко. Когда мы развиваем в себе настойчивость, посредством непрерывного поиска решения стоящей перед нами проблемы или задачи с помощью разных способов – мы подавляем в себе лень – мы внушаем себе, что то, что мы делаем – это важно, жизненно важно, мы убеждаем свой мозг в том, что выполняемая нами работа жизненно необходима. И тогда он дает нам необходимые для решения той или иной задачи энергетические ресурсы. И уже используя эти ресурсы – мы мыслим, в том числе и гибко, то есть, ищем разные способы решить ту или иную задачу, сравниваем эти способы между собой, а затем наиболее оптимальный способ применяем. Поэтому – будьте настойчивым – ищите что-то – решение, ответ, выход, до тех пор, пока не найдете, придумывайте до тех пор, пока не придумаете, решайте до тех пор, пока не решите. Не ленитесь и не сдавайтесь, боритесь – приучайте свой мозг завершать начатые дела, а не сдаваться и находить легкие решения, с, как правило, тяжелыми последствиями.

Импровизация

Умение импровизировать само-собой делает мышление гибким. А для того, чтобы импровизировать, необходимо творчески и одновременно критически подходить к любому виду деятельности, к своему поведению, к своим взглядам на жизнь, к своим поступкам. Творчество берет свое начало от ощущения человеком свободы, когда он не сковывает себя никакими рамками, никакими правилами, никакими законами и ограничениями. А критичность заставляет усомниться в нерушимости существующих истин, она требует от нас дерзости и самоуверенности, а иногда и банального невежества, чтобы искать новые решения старых задач. Если мы не будем знать о том, что что-то там невозможно сделать – у нас появится возможность сделать невозможное. Это, в сущности, мировоззрение человека – умение чувствовать себя свободным и верить в собственные силы. Для этого вам, друзья, необходимо отказаться от всего, что ограничивает вас. В первую очередь, это всевозможные установки, которыми пичкают нашу голову с детства, и суть которых сводится к таким утверждениям как: “Нельзя!” и ”Неправильно!”, и которые вынуждают нас мыслить в пределах допустимого. С одной стороны – это хорошо, определенным образом дисциплинировать свое мышление, но этой дисциплины должно в меру. Действительно, в этом мире есть законы, как человеческие, так и природные, нарушать которые крайне нежелательно. Есть правила, соблюдая которые, можно прийти к желаемому результату, есть колеи, двигаясь по которым мы будем приходить к намеченной цели, в подавляющем большинстве случаев. Но, от всего этого необходимо уметь абстрагироваться и развивать творческое мышление, давая возможность своей фантазии найти что-то новое, когда того требует ситуация.

Поэтому, мечтайте – позвольте себе рождать самые необычные образы, несуществующие в природе, придумывайте свои собственные законы, свои собственные правила, свои собственные миры. Забудьте обо всех ограничениях и правилах, если вам говорят, что 2+2=4, то измените в своем воображении этот закон, пусть у вас будут другие варианты, когда: 2+2=5, 7, 20, 100 и так далее. Забудьте о том, что что-то невозможно – допускайте возможность всего, что вы хотите видеть, всего, что только может появиться в вашем воображении. Ваша фантазия должна быть бурной, тогда ваше творческое мышление начнет развиваться, а вместе с ним и умение импровизировать, а значит, и умение мыслить гибко вы в себе разовьете, и сможете применять его тогда, когда вам это будет необходимо. Ведь порой прямолинейность сводится к невозможности человека представить себе иной выход из ситуации, иной способ решений той или иной проблемы, иное объяснение тому, что он видит, слышит, ощущает. Человек даже в мыслях не допускает возможности существования чего-то иного, отличного от того, что он знает, о чем имеет представление, к чему привык. От того и гибким он не может быть – ему просто некуда прогибаться, он окружен искусственно созданными непробиваемыми стенами в своем уме, которые ограничивают его мыслительные способности. Вот и действует он по заранее известным шаблонам, по тем правилам, которым обучен, не имея возможности импровизировать, в силу ограниченности своей фантазии, а то и вообще из-за отсутствия таковой.

Поэтому я вам советую – всегда искать нестандартные, пусть даже не решения, а подходы к чему-то старому и известному. Станьте исследователем – ищите новое в старом, ищите новое в себе, старайтесь думать так, как никогда не думали, а для этого не столько думайте – сколько придумывайте новое, новые решения, новые подходы, новые взгляды, новые объяснения. Фантазируйте, не бойтесь своих фантазий, создавайте что-то свое – рисуйте, изобретайте, воображайте, придумывайте необычные истории, необычные ситуации, необычные поступки, как ваши, так и чужие. Пусть ваш внутренний мир станет насыщенным разными образами, разными идеями, разными ситуациями. Удивляйте себя своими собственными фантазиями, занимайтесь, так называемым, умственным извращением, комбинируя имеющуюся у вас информацию таким образом, чтобы из нее получалось что-то новое. Тогда ваш мозг получит более широкое поле для деятельности и ему будет куда прогибаться, будет от чего отталкиваться в тех ситуациях, когда известные нам правила перестают работать, когда надо действовать по ситуации, а не по готовым шаблонам, не по старинке.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • https://psichel.ru/gibkost-myshleniya/
  • https://mentamore.com/samorazvitie/gibkoe-myshlenie.html
  • https://flytothesky.ru/stat-gibkim/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости из мира звезд, психология жизни и взаимоотношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: