- Как учиться на чужих ошибках?
- Стараться делать «умные» ошибки
- Извлекать из ошибок уроки
- Не перекладывать вину на других
- Не заниматься самобичеванием
- Пойми, что ты допустил ошибку
- Найди причину ошибки
- Определи недостатки в своём мышлении
- Трезво оцени себя
- Без права на ошибку
- Продолжать путь великих людей
- Меньше слов
- Нейрофизиология страха
- Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?
Как учиться на чужих ошибках?
Стараться делать «умные» ошибки
Порой неудача ― это просто неудача, с какой стороны на нее ни посмотри. И в ней виноваты мы сами, потому что совершили глупую ошибку. Ее причиной стала наша беспечность, халатность, невнимательность, несерьезность и пр.
Бывают ошибки «умные». Мы шли к намеченной цели, работали над собой, проводили эксперименты, старались, рисковали, но ошиблись.
В качестве примера можно привести американского изобретателя Томаса Эдисона. Его современники говорили о нем, как о человеке, имеющем необычайно положительное мировосприятие.
В то время многие занимались разработкой электрического источника света, но после неудач попытки прекращались. Эдисон же рассматривал очередную неудачу как ступеньку, позволяющую подняться выше и приблизиться к цели. Неудача означала, что устранено еще одно неправильное решение.
Он провел 10 тысяч неудачных экспериментов, прежде чем добился успеха. По его словам: «Я не потерпел неудачу. Я просто нашел 10 тысяч путей, которые не работают».
Таким образом, совершая «умные» ошибки, мы делаем шаги на пути к успеху. Тот, кто избегает неудач, избегает и успехов.
Извлекать из ошибок уроки
Проще говоря, не наступать дважды на те же грабли. Нужно помнить, что нет человека, который бы не совершал ошибок. Причем успешные люди совершают их даже больше, чем неудачники, потому что в случае неудачи они не опускают руки, а действуют. Этим они и отличаются от остальных: анализируют ситуацию, делают выводы и работают над ошибками, стараясь их больше не повторить, воспринимая неудачу как урок.
Ведь потерпеть неудачу еще не означает стать неудачником. Говорят, что настоящий неудачник не тот, кто упал, а тот, кто, упав, даже не пытается подняться.
Не перекладывать вину на других
Многие люди ни за что не признаются, что в неудаче виноваты они сами. В их неудачах всегда виноват кто-то другой: погода, обстоятельства, плохой начальник, злой родственник и пр. О таких людях хочется сказать: «Плохому танцору и ноги мешают».
Существует закономерность, что именно такие люди и становятся неудачниками. И они останутся таковыми до тех пор, пока не поймут, что причину неудачи прежде всего нужно поискать в своих действиях. Именно анализ своих действий позволит в будущем избежать подобной ошибки.
Не заниматься самобичеванием
Другая крайность ― «убиваться» по поводу совершенной ошибки, приведшей к неудаче. Гиперболизированное чувство вины ― неконструктивное чувство. Кроме заниженной оценки, состояния подавленности оно ни к чему не приводит. Человек вместо того, чтобы сосредоточиться на причине неудачи и поиске решения, как выйти из сложившейся ситуации, копается в прошлом и загоняет себя в тупик бесконечными размышлениями, как бы все хорошо сложилось, поступи он иначе.
Пойми, что ты допустил ошибку
Самый первый и самый важный шаг — понять, что ты сделал что-то не так. Помни, что делать ошибки — это нормально, главное — признаться самому себе, что ты допустил оплошность (неважно, умышленно это было или случайно). На этом этапе пока что не важны причины и последствия, главное — уяснить суть: ты облажался.
Пришло понимание проблемы? Отлично, теперь нужно установить ограничение на количество повторных попыток, прежде чем переходить к устранению проблемы. Возможно, ты просто упустил небольшую деталь в не особо важном деле, до которой дойдёшь с определённой попытки, и дальнейшие действия не потребуются. Но для более серьёзных вещей требуется погрузиться немного глубже.
Найди причину ошибки
Далее, после понимания, что ты допустил ошибку, необходимо определить, что же стало её причиной. Выдели конкретное действие, которое привело к провалу. Возможно, оно станет причиной не только одной, но даже серии ошибок в дальнейшем.
К примеру, ты часто опаздываешь на работу. Ты понимаешь, что делаешь что-то не так, но в чём причина? Скорее всего, ты просто не следуешь графику или отвлекаешься на что-то либо же являешься необязательным человеком.
Другой пример — поиск работы. Ты пришёл на собеседование, после которого тебе отказали в трудоустройстве. Что стало причиной? Возможно, ты допустил какой-либо безобидный, на твой взгляд, комментарий, который менеджер по персоналу посчитал неуместным. Возможно, ты был не слишком вежливым, спешил с ответами на вопросы, твоя речь не соответствовала корпоративному стилю и так далее.
Понимание того, что стало причиной ошибки, поможет тебе в дальнейшем в схожих ситуациях не допускать подобных действий.
Определи недостатки в своём мышлении
Легче всего найти их, когда поймёшь, на что ты надеялся, решая ту или иную задачу. Здесь следует разделить уже свершившуюся реальность на два момента: как ты себе представлял исход события и как всё произошло на самом деле.
Следует задать себе следующие вопросы:
— Были ли цели, которые ты ставил перед собой, разумными и достижимыми?
— Был ли ты точен в своих суждениях об имеющихся возможностях и предполагаемых сложностях?
— Правильно ли ты оценил ситуацию в целом?
— Не ошибся ли ты с выбором курса движения и методов достижения цели?
— Насколько логичным было выполнения плана действий?
Если хотя бы на один из перечисленных вопросов нельзя однозначно ответить «да», то следует более тщательно рассмотреть его и раскрыть.
Трезво оцени себя
Лучше всего сделать это как бы глядя со стороны других людей. Подумай о том, что ты сделал, принимал ли ты правильные решения, обязательно учитывай тот уровень осведомлённости, который был у тебя во время выполнения действия, приведшего к ошибке. Оцени свои сильные и слабые стороны, проанализируй подход. И обязательно определи, была ли у тебя возможность избежать ошибок. Таким образом ты сможешь увидеть всю картину практически беспристрастно, исключив бесполезную подсознательную жалость или ненависть к себе, и понять, что ты должен был сделать вместо того, что уже сделал.
И да, речь идёт не о том, чтобы признавать свои ошибки перед другими людьми, а именно о твоём личном понимании случившегося. Просто поразмысли над проблемой, оцени её со всех сторон — и тогда в будущем в аналогичной ситуации риск повторения провала будет гораздо ниже. По крайней мере, снизится вероятность допустить ошибку из-за лично твоих действий.
Без права на ошибку
От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. “Ошибка – это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, – говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. – Таким образом, ошибающийся человек – тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью”. Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например ,родители не объяснили ребенку, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет – это хорошо, не одобряет – значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: “В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека”.
“Если же ребенку объяснили про “хорошо” и “плохо”, он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, – продолжает Татьяна Кочетова. – Однко личный опыт всегда отличается от родительского – то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно “спотыкаться”, чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила – не универсальны, а его ситуация – уникальное явление, и промах здесь – утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: “Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта”.
О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: “Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода – получить что-то, недоступное другим способом. Например ,если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться”.
По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: “Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин”.
Продолжать путь великих людей
Мудрецы, ученые, философы оставили после себя много значимых открытий, которые помогают нам сегодня сосуществовать. Многие люди допускают одну и ту же ошибку. Они пытаются «создать велосипед», а стоит только внимательно изучить уже пройденный путь и обратить внимание на ошибки, которые уже были сделаны. Неважно какая у вас сфера деятельности, кто-то однозначно уже был на этом пути.
Меньше слов
Человек встает на путь саморазвития только тогда, когда начинает слушать. Все мы способны слышать и слушать. Собирать необходимую информацию, а далее анализировать и получать знания об ошибках и опыте других. Но наше эго любит говорить только о своих делах и о том, что нам важно и интересно. Данный факт не так плох, если научиться направляет его в нужное русло. Достаточно просто научиться слушать и поддерживать разговор. Тогда всю необходимую информацию вы сможете получать, не прилагая особых усилий.
Нейрофизиология страха
Португальские нейрофизиологи и их коллеги из Гарвардского университета (США) попытались узнать, как работает эта система передачи информации между сородичами. Для этого они наблюдали за тем, как менялась работа мозга молодых крыс в том случае, когда они впервые сталкивались с источником опасности, и тогда, когда они наблюдали за поведением сородичей.
Для этого грызунов помещали в клетку с металлической решетка на дне. Периодически она била животных током. Обычно крысы после этого инстинктивно замирают на месте, из-за чего их соседи поступают так же, ожидая опасности.
Во время этого эксперимента ученые не только следили за тем, как менялся уровень активности разных отделов мозга, но и периодически “отключали” некоторые цепочки нейронов, которые расположены в одном из отделов мозга – миндалевидном теле. Предположительно эти цепочки связаны с тем, как у животных появляется страх.
Неожиданно опыты показали, что крысы учились распознавать следы страха в действиях других грызунов не наблюдая за ними, а на своем собственном примере. Если животное хотя бы раз ударяли током, оно мгновенно начинало ассоциировать замирание других особей на поверхности решетки с тем, что те тоже пережили электрошок.
За формирование подобных ассоциаций отвечают особые нервные клетки – так называемые “нейроны сдвига”. Они связывают боковую часть миндалевидного тела с теми отделами мозга, которые отвечают за распознавание звуков. Эксперименты показали, что если заблокировать эти нейроны у крыс, то животные уже не узнавали в действиях своих сородичей знаки опасности.
Дальнейшие наблюдения за работой этих цепочек нейронов, как надеются ученые, помогут понять, где и как именно хранятся ассоциации между различными ощущениями и источниками опасности. Их изучение поможет узнать, как устроены подобные коллективные “программы выживания”, и понять, как они сформировались в ходе эволюции предков человека и других млекопитающих.
Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?
Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?
Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался». Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете. Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.
Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.
Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум. Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе. Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.
На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить. Многое можно прочесть; как избежать конфликта, как бороться с ленью и даже как стать успешным. Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит. Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.
- https://minimalwork.ru/uchitsya-na-chuzhih-oshibkah
- https://selfcreation.ru/zhizn/6-sovetov-kak-uchitsya-na-oshibkax-i-izvlekat-uroki-iz-neudach.html
- https://BroDude.ru/kak-uchitsya-na-svoih-oshibkah-7-shagov-k-ponimaniyu/
- https://www.cosmo.ru/psychology/psychology/pochemu-my-ne-uchimsya-na-oshibkah/
- https://nauka.tass.ru/nauka/8456547
- https://miruspehinfo.ru/kak-stat-uspeshnym/luchshe-na-chuzhix-oshibkax-uchitsya.html