Эвристика – как эффективный способ решения управленческих задач

Что такое эвристика

В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь. Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика — это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах, лежащих в основе творческого процесса.

Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса.

Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой — педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

Прообразом эвристики многие считают майевтику.

Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» — бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание.

Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

Принципы эвристических решений

Там говорится о том, что Карл Фридрих Гаусс (ставший впоследствии «королем математиков»), будучи еще мальчиком решал задачу, заключающуюся в сложении ряда чисел от 1 до 20. Эта довольно сложная задача была задана их учителем, который захотел немного отдохнуть.

Но малыш Гаусс справился с ней гораздо раньше остальных учеников (практически сразу). При этом его решение оказалось единственным верным.

Автор книги обращает внимание на то, что мы не можем точно знать (и никогда не узнаем), как маленький Гаусс смог это сделать. Но если положиться на помощь воображения, можно предположить довольно правдоподобный ответ на этот вопрос.

Гаусс скорее всего «видел» задачу глубоко и под нестандартным углом в отличие от других. Точнее — он смог увидеть, что каждая пара чисел, которые равноудалены от концов ряда

Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек.

Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным.

Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

Эвристические методы: как решать задачи нестандартными способами

На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов.

При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

  • контроль четырех центральных клеток поля;
  • обеспечение безопасности короля;
  • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
  • защита фигур и многое другое.

Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений.

Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается

Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

Вывод

Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению.

Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны.

Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик — это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

Примеры эвристических принципов

Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками.

Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки.

Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое  высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия».

Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д.

Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих.

Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.

Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому.

При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению.

В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

Эвристическая беседа – что такое?

Наиболее продуктивное изучение этого подхода началось в середине 50-х гг. XX в. В этот период как раз стала разрабатываться теоретическая основа проблемного обучения. Подход исследовали разные педагоги. В результате была сформулирована сущность, определены структура, функции, классификация эвристической беседы. Впоследствии педагоги разработали систему приемов, позволяющую использовать подход в образовательном процессе. Эвристические беседы – это вопросно-ответный способ обучения. Она предполагает не сообщение педагогом готовых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий. Сценарий эвристической беседы должен включать в себя правильно поставленные вопросы. Ответы на них обучающиеся находят, используя свой опыт, наблюдения и знания.

Сущность эвристических решений в управлении

Эвристикой называется последовательность исследовательских методов постановки задач и их решения, которые базируются на интуитивной составляющей. Эвристические управленческие решения сопряжены с моментом наития.

Если воспринимать управленческие решения как эвристические, то необходимо выделить их особенности. Прежде всего, они стимулируют творческий потенциал сотрудников и руководителя.

Методы принятия эвристических решений

Методология эвристических решений достаточно разнообразна. Этот факт связан с тем, что любой руководитель – это человек, в работе которого преобладает определенный процент творчества. В зависимости от психологических особенностей личности руководителя, процент творческого начала может быть достаточно большим. Рассмотрим самые распространенные методы более подробно.

Специфика

Одна из особенностей, которой обладают эвристические беседы, – это выдвижение проблемы, требующей решения. Педагог задает детям серию вопросов, которые взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга. Каждый из них формулирует небольшую проблему. Вместе с этим в комплексе они приводят к решению главной задачи, поставленной преподавателем. Вопросы, которые включаются в эвристические беседы, – это основной компонент подхода. Они исполняют важнейшую познавательную функцию.

сценарий эвристической беседы

Пример эвристической беседы

В начальной школе дети активно изучают окружающую среду. Как правило, большую часть сведений они получают из наблюдений. Для более эффективного понимания детьми происходящего в природе преподавателем может использоваться эвристическая беседа. Так, педагог задает вопрос: “Какая в городе зима?” Он может получить короткий ответ: “Короткая и теплая”. Тогда педагог начинает задавать дополнительные подвопросы. Они необходимы, так как полученный короткий ответ недостаточный и не дает ребенку возможности его обосновать. Преподаватель может спросить о расположении города на карте относительно лесополосы или водного объекта, уточняя при этом климатические особенности региона. После этого “горизонт” вопроса расширяется: учитель спрашивает, одинакова ли зима на всей территории области. В результате педагог подводит детей к исходному вопросу. Однако теперь обучающиеся могут дать на него более развернутый ответ и обосновать свое мнение. В результате может получиться весьма увлекательная эвристическая беседа. Пример: по истории изучается период правления какого-либо князя. Вопросы педагога могут начинаться со слов “прочтите и скажите”, “вспомните”, “проанализируйте поступки”. Отвечая на каждый поставленный вопрос, дети четче понимают происходившие события, оценивают действия лиц, делают выводы, обосновывают мнение.

пример эвристической беседы в начальной школе

Определение

Эвристический алгоритм — это алгоритм решения задачи, правильность которого для всех возможных случаев не доказана, но про который известно, что он даёт достаточно хорошее решение в большинстве случаев. В действительности может быть даже известно (то есть доказано) то, что эвристический алгоритм формально неверен. Его всё равно можно применять, если при этом он даёт неверный результат только в отдельных, достаточно редких и хорошо выделяемых случаях, или же даёт неточный, но всё же приемлемый результат.

Проще говоря, эвристика — это не полностью математически обоснованный (или даже «не совсем корректный»), но при этом практически полезный алгоритм.

Важно понимать, что эвристика, в отличие от корректного алгоритма решения задачи, обладает следующими особенностями:

  • Она не гарантирует нахождение лучшего решения.
  • Она не гарантирует нахождение решения, даже если оно заведомо существует (возможен «пропуск цели»).
  • Она может дать неверное решение в некоторых случаях.

Применение

Эвристические алгоритмы широко применяются для решения задач высокой вычислительной сложности (задачи, принадлежащие классу NP), то есть вместо полного перебора вариантов, занимающего существенное время, а иногда технически невозможного, применяется значительно более быстрый, но недостаточно обоснованный теоретически, алгоритм. В областях искусственного интеллекта, таких, как распознавание образов, эвристические алгоритмы широко применяются также и по причине отсутствия общего решения поставленной задачи. Различные эвристические подходы применяются в антивирусных программах, компьютерных играх и т. д. Например, программы, играющие в шахматы, проводят середину игры, основываясь, преимущественно, на эвристических алгоритмах (в дебюте может использоваться база данных, в эндшпиле — таблицы Налимова, но в миттельшпиле часто количество возможных ходов исключает полный перебор, а точных алгоритмов правильной игры не существует).

По утверждению Judea Pearl, эвристические методы основаны на интеллектуальном поиске стратегий компьютерного решения проблемы с использованием нескольких альтернативных подходов.

Возможность (допустимость) использования эвристик для решения каждой конкретной задачи определяется соотношением затраты на решение задачи точным и эвристическим методом, ценой ошибки и статистическими параметрами эвристики. Кроме того, важным является наличие или отсутствие на выходе «фильтра здравого смысла» — оценки результата человеком.

Пример оценки эвристического решения

Рассмотрим умозрительный пример. Допустим, что имеется известный, но чрезвычайно сложный точный алгоритм решения задачи, и эвристика, которая требует в 1000 раз меньше затрат и чаще всего даёт приемлемое решение (пусть в 95 % случаев). Для простоты примем, что цена точного решения постоянна, как и цена ошибки.

Тогда в среднем решение эвристическим методом будет стоить , где T — цена точного решения, а E — цена ошибки. Средняя разница в цене решения точным и эвристическим методом , то есть эвристика в среднем оказывается выгоднее точного решения, если только цена ошибки не превышает двадцатикратную (!) цену точного решения.

Если же на выходе результат решения критически оценивается человеком, то ситуация становится ещё лучше: когда ошибка, выданная эвристикой, оказывается достаточно мала, чтобы человек её не заметил, цена этой ошибки обычно гораздо ниже, а серьёзные ошибки будут отсеяны «фильтром здравого смысла», следовательно, не нанесут существенного вреда.

Характеристики

Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов. Благодаря им диалог принимает развертывающийся характер. Вопросы в цепочке соединяются не механически, а логически. Они располагаются так, чтобы каждый последующий вытекал из ответа. Последний, в свою очередь, является своего рода отдельной мыслительной ступенькой. Она выступает как часть решения исходной задачи. Таким образом, к основным характеристикам, которыми обладает эвристическая беседа в начальной школе, можно отнести:

  1. Каждый поставленный вопрос выступает как логический шаг поиска.
  2. Все звенья цепи взаимосвязаны и исходят одно из другого.
  3. Поиск ответов осуществляется детьми самостоятельно при частичной поддержке педагога. Преподаватель направляет, а обучающиеся решают каждый шаг единой задачи.
  4. Поиск ориентирован на варианты получения знаний либо на обоснование их правильности.
  5. В успехе решения особое значение имеет запас знаний.

МЕТОД ЭВРИСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Этот метод известен также как метод “ключевых вопросов”. Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильного ответа. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и педагог Д. Пойя.

Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, такую логическую схему решения творческих задач. Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

МЕТОД МНОГОМЕРНЫХ МАТРИЦ

Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод “морфологического ящика” или метод “морфологического анализа”. Наиболее полное обоснование и практическое применение этот метод получил при разработке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф. Цвики. Опираясь на этот метод, Ф. Цвики придумал множество изобретений. Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями или изобретателями, Ф. Цвики разделил их на три больших класса:

1) проблемы, для решения которых можно использовать сравнительно небольшое число уже известных элементов;

2) проблемы, для решения которых требуется использовать еще неизвестные новые элементы;

3) проблемы больших чисел.

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т. п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Нельзя не заметить, что наименование метода “морфологический ящик” является не совсем удачным, так как это название не столько отражает суть метода, сколько создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого «ящика» не получается, а в поисках новой идеи удается решить проблему, используя анализ двухмерной матрицы.

Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Применение метода требует определенного навыка и мастерства.

Как уже отмечалось выше, метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять собой двухмерную матрицу, например, 7х7 элементов. Опыт показывает, что магическое число 7 применительно к построению матриц является оптимальным. (Не зря народная мудрость гласит: семь раз отмерь и один раз отрежь!)

Для примера построения двухмерной матрицы анализа возьмем:

а) семь произвольно взятых эвристических приемов решения творческой задачи и

б) семь характеристик технико-экономических показателей объекта (изделия), который необходимо улучшить.

По одной оси матрицы мысленно «отложим» эти эвристические приемы:

1. Прием аналогии – поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии.

2. Прием дробления – поиск компетентного состава системы, расчленение ее на подсистемы.

3. Прием укрупнения – увеличение размеров, показателей, качественных характеристик системы.

4. Прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот.

5. Прием приспособления – адаптация системы или ее отдельных составляющих к внешним условиям, к взаимодействию нового и старого.

6. Прием идеализации – поиск возможностей приближения системы или отдельных ее составляющих к идеальному варианту.

7. Прием локализации – поиски возможностей временного отделения части системы, временное изменение части условий, временное удовлетворение части требований задачи и т. д.

Вторым рядом характеристик при построении матрицы анализа могут быть взяты в нашем примере технико-экономические характеристики системы: 1) вес; 2) надежность; 3) экономичность; 4) удобство эксплуатации; 5) габариты; 6) технологичность изготовления; 7) эстетичность.

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Для усиления антиконформизма необходимо, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода:

1) свободных ассоциаций;

2) антиконформизма;

3) отсроченного критического анализа.

Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие идеи:

1) необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

2) необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;

3) для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

4) необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т. д.

Затем кто-то из членов группы в качестве слова для зарождения новых ассоциативных связей и генерирования новых идей предлагает слово «телевизор». Это слово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей по проблеме: как повысить эффективность выпускаемой типографией рекламной продукции.

Структурное построение эвристической беседы

Основными компонентами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Именно на вопросах строится вся беседа.

Вопрос можно охарактеризовать, как совокупность психологических, логических и синтаксических свойств, составляющих его предметное содержание. Вопрос не может существовать без ответа. Он тесно с ним связан определенной логикой и взаимодействует с ним по многим направлениям, с целью раскрытия тематики исследования.

Вопрос является элементом беседы, который отражает противоречивое взаимодействие между типами знаний. При этом, он выступает подталкивающим знаменателем, позволяющим получить логическое решение. Благодаря постановке вопросов беседа переходит на новый уровень. Она минует этап сохранения и поддержания усвоенных знаний и навыков и направляет учащегося на приобретение новой информации. Старые знания и навыки здесь имеют немаловажное значение. Они создают основу для направленной и познавательной мыслительной работы.

Вопрос является конкретной мыслительной задачей. Разрешение этой задачи направляет ребенка на поиск новой истины и выхода из сложной, проблемной ситуации. Постановка вопроса приближает учащихся к достижению основной цели урока, учебного занятия, курса и образования в целом.

Переход от одного вопроса к другому происходит только посредством нахождения верного ответа. Ответ – является логическим мостом между вопросами. Найденный учащимся ответ может быть дополнен педагогом, разъяснен и откорректирован при необходимости.

Ответ на вопрос отражает содержание темы исследования. Благодаря ответом происходит продуктивное усвоения познавательной информации. Ответы характеризуют итоги познавательной деятельности, говоря о ее качественности и эффективности. Ответ формируется в сознании учащегося, за счет его мозговой работы, приложенным мыслительным усилиям и накопленных ранее знаний, фактов и способности к обобщениям.

Примеры прохождения эвристической беседы

Организация эвристической беседы осуществляется, исходя из тематики прохождения уроков, возрастных особенностей развития учащихся, особенностей изучаемой дисциплины.

Например, в младшей школе дети изучают окружающий мир посредством наблюдения. Педагог может построить урок, темой которого является изучение снегопада, путем эвристической беседы. Можно начать с вопроса о том, какое сейчас время года. Затем продолжить вопросами: «А какие времена года еще бывают?» «Какая погода зимой?». Дети не дадут сразу полного и обоснованного ответа на него. Они могут сказать, что зимой холодно. Тогда педагог вводит дополнительные вопросы, чтобы привести учащихся к размышлению о снегопаде.

В средней школе, например, на уроке географии, темой которого являются великие географические открытия, педагог начинает урок с вопроса о том, почему эти открытия произошли. Далее педагог может задать вопросы, касающиеся открытия новых стран и континентов, выявления закономерностей и особенностей открытия континентов, островов, стран и т.д. Постановка вопросов может быть скорректирована, исходя из направления размышлений учащихся.

Пример эвристической беседы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эврика!

Эвристикой в психологии называют способ мышления. В науке эвристика — это целый раздел, который изучает творческое мышление человека. А еще эвристики — это непосредственно правила, приемы решения задач. Наконец, эвристика является одним из методов обучения в педагогике. Так что такое эвристика простыми словами?

Слово произошло из Греции, как и сам способ обучения. Его ввел Сократ, который проводил с учениками так называемые сократические беседы, в ходе которых задавал наводящие вопросы ученикам. Таким образом, ученики сами приходили к правильному ответу. Заодно эти беседы развивали критическое мышление у детей — проблема рассматривалась максимально обширно, непредвзято. В переводе с греческого эвристика — «открываю», «отыскиваю». Легенда о том, что Архимед выкрикнул однокоренное «Эврика!» в значении «нашел» — не только красивая, но и логичная.

Как наука эвристика начала формироваться примерно в 1850-х гг. Ее начали рассматривать как метод творческого мышления со своими правилами и особенностями. Среди них: недостаточность исходной информации, ограниченность времени, пределы воображения. Совокупность этих особенностей может привести к ошибочным выводам, которые в свою очередь формируют когнитивные искажения или «ошибки познания».

Кривое зеркало

Когнитивные искажения — это поведенческие ловушки сознания, которые возникают в результате шаблонного мышления. Пример — страх авиаперелетов. Недостаточная информированность о безопасности этого вида транспорта плюс многочисленные упоминания об авиакатастрофах в СМИ могут вызвать иррациональную боязнь летать самолетом. Это называется эвристикой репрезентативности. Мы принимаем решение на основе более часто встречающейся информации.

Шаблоны мышления возникают из-за того, что мозг экономит энергию и делает выбор в пользу быстрого решения. Особенно, если его «правильность» подтверждается хотя бы частично. Так появляется крючок, которому в большей степени подвержены азартные люди — «ошибка игрока». Игрок, принимая решение, на какой цвет ставить, наблюдает, что черное выпало 5 раз подряд. И ставит на красное с мыслью «вот сейчас уж точно должно сработать!», не принимая во внимание то, что вероятность по-прежнему составляет 50/50.

Игра по правилам

Эвристический подход к решению задач относится к теории творческого мышления и подчиняется определенным правилам.

  • Метод мозгового штурма. Самым ярким примером служит игра «Что?Где?Когда?», в которой игроки коллективно обсуждают вопрос и выбирают единственный вариант ответа. Это метод нужен, чтобы за короткий промежуток времени наработать много идей. Современная интерпретация метода мозгового штурма принадлежит Алексу Осборну. В 1919 году он вместе с товарищами создал рекламное агентство BBDO, которое существует до сих пор. Он описал процедуру генерации идей, которая использовалась в его агентстве, а позже выпустил книгу об этом. Алгоритм выглядит так:
  1. Анализ проблемы и выбор задачи.
  2. Выдвижение, генерация идей. Перед участниками ставится задача придумать как можно большее количество идей. На это дается от 15 до 30 минут. Если мозговой штурм проводится устно, то можно получить от 60 до 100 идей за сеанс, при другой форме общения — еще больше. На этом этапе должна полностью отсутствовать критика, т.е. фиксируются абсолютно все идеи, даже самые невероятные.
  3. На третьем этапе происходит анализ выдвинутых идей. Здесь наоборот — приветствуется конструктивная критика от участников. На этом этапе важно соблюдать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы критика идей не перешла на критику личности.
  • Синектика или Метод аналогий. Применяется, чтобы найти решение текущей задачи по аналогии с уже существующей. В данном случае ищутся похожие свойства двух объектов — предполагается, что если основные признаки у них одинаковые, то, скорее всего, вторичные тоже будут похожи. Алгоритм решения задачи подобным методом следующий:
  1. Сначала происходит анализ проблемы и постановка задачи. Необходимо понимание, что мы делаем, для чего. Нужно задать вопрос, вызывающий аналогии — например, как привлечь внимание к штендеру возле магазина?
  2. Вторая стадия — это поиск аналогий. Ищем аналогию к заданному вопросу — например, как глубоководная рыба привлекает к себе пищу? Рыба светится, движется. Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
  3. Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу. Проводится анализ выдвинутых аналогий.
  4. Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
  5. В конце проводим проверку решения.

С этими и другими методами решения задач можно познакомиться в курсе «Творческое мышление». Вы узнаете, как стать креативным и находить нестандартные решения сложных задач, а также научитесь генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Источники

  • https://donpi.ru/psihologiya/evristicheskie-metody-kak-reshat-zadachi-nestandartnymi-sposobami.html
  • https://FB.ru/article/248109/evristicheskie-besedyi—eto-evristicheskie-besedyi-opredelenie-osobennosti-i-primeryi
  • https://spravochnick.ru/menedzhment/upravlencheskie_resheniya/evristicheskie_upravlencheskie_resheniya/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/703585
  • https://bookap.info/psymoney/morozov_delovaya_psihologiya/gl39.shtm
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/evristicheskaya_beseda_v_pedagogike_i_ee_primery/
  • https://blog.wikium.ru/metodom-prob-i-oshibok-chto-takoe-evristika-i-prichem-tut-iskazheniya.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости из мира звезд, психология жизни и взаимоотношений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: